Рейтинг@Mail.ru
Электронная версия газеты
"НАШ КОСТАНАЙ"
(выходит: Вт. Четв.)
НАШ КОСТАНАЙ   104 от 29-12-2016
  29-12-2016 11:06
» назад   
Проверки предпринимателей строго регламентированы, но есть проблемы

Бизнес без препон, или Как прийти к консенсусу?

Проверки предпринимателей строго регламентированы, но есть проблемы

Объединяет всех одно: непростые взаимоотношения между потребителями и властью. Больше всего недопонимания у предпринимателей с сотрудниками управления по защите прав потребителей (СЭС).


Есть закон, и его надо выполнять


В Костанае более 120 точек общественного питания, начиная от ресторанов, кафе и до обычных закусочных. Некоторые обслуживают в день по несколько сотен клиентов, в других счет идет на десятки. Озвучить проблемы в этой сфере согласился индивидуальный предприниматель Иван Б. (свою фамилию он просил не называть).


- С тех пор как всех общепитовцев поголовно - от пирожковой до ресторана высшего уровня - подогнали под гребенку производства, на всю закупаемую продукцию теперь нужно иметь сертификаты, - говорит предприниматель. - Это порой невыполнимо. Скажем, для небольшой столовой в день требуется 2-3 кг мяса или фарша. Но кто даст необходимый сертификат на такую партию? Поэтому хозяин общепита уже заведомо работает на грани фола. Он не знает, из какого мяса приготовили фарш, не знает и производителя. И в любой момент может попасть в сложную ситуацию, что грозит или крупным денежным штрафом, или, что не исключено, приостановкой деятельности вплоть до закрытия торговой точки. А ведь в каждой работает по несколько человек, которые регулярно получают зарплату и содержат семьи.


- Практика такая: приходят с проверкой, если находят нарушение, дают предписание и время для устранения замечаний. Но как бы ты ни старался, все равно будешь наказан. Нужно ежедневно заполнять не только журнал посещаемости, но и производственной деятельности, - продолжает он.


Эти документы, по мнению Ивана, ни к чему не обязывают. Не будешь же писать в них, что позавчера борщ был красного цвета, а сегодня из-за недостатка свеклы - серого. Но они необходимы и должны быть. Иначе последует наказание. Если нет претензий по журналам, то могут наказать за несвоевременное оформление санитарных книжек у персонала. Если раньше профосмотр необходимо было проходить раз в год, то сейчас - каждые 6 месяцев. А процедура эта платная - в поликлиниках и частных клиниках стоит до 7-8 тыс. тенге. И таких причин - масса. Один из его коллег-предпринимателей был наказан за несоблюдение параметров освещения в помещении. Он попытался объяснить, что сделал это принципиально в целях противопожарной безопасности: люстра китайского производства, поэтому и вкрутили лампочки по 40 ватт вместо 100, иначе плафоны просто расплавятся. Ему в ответ прозвучало: закон есть закон и будьте любезны его выполнять. И за нарушение выписали штраф. Словом, ситуаций бывает много. Жаловаться, подавать в суд на решения специалистов управления бесполезно.


- Меня как-то за месяц предупредили о предстоящей проверке, - продолжает бизнесмен. - Я принес из дома фарш, приготовленный в идеальных условиях. Из него сделали котлеты, естественно, приготовили чуть ли не в стерильных домашних условиях, поджарили в микроволновке. Даже хирурги не работали так, как мы! Приготовленный продукт взяли на анализ, позднее выдали акт. К своему удивлению я прочитал: неправильное строение мясного волокна! Я человек дотошный, спрашиваю: как это понимать? Оказалось, много жил. Так что, несмотря на наши усилия, фарш по ГОСТу не прошел.


- Я понимаю, что работа у них такая: каждый выполняет порученное дело и получает за это зарплату. Но неужели необходимо за каждое нарушение наказывать? А обижаться на работников проверяющих органов не за что. Вы ведь не сердитесь на природу, когда идет дождь, и не обижаетесь, если вдруг ударили морозы. Но, поверьте, наш бизнес очень тяжелый, начиная от подбора команды и заканчивая выживанием в жесткой конкуренции, поэтому можно было бы проверяющим иной раз ограничиться предупреждением, - убежден Иван.
В общих интересах


Разъяснить взаимоотношения сторон «НК» попросил руководителя РГУ «Управление по защите прав потребителей города Костаная Руслана Абдыкалыкова.


- Мы осуществляем свою деятельность в рамках правового поля. Основная цель - контроль и надзор за соблюдением требований, установленных техническими регламентами и нормативными документами по продукции и услугам, реализуемым потребителям, выявление, предупреждение и пресечение фактов инфекционных заболеваний и пищевых отравлений.


- Руслан Бекбулатович, если судить по названию вашей структуры, то вы занимаетесь только защитой прав потребителей. А кто защитит предпринимателя?


- На протяжении последних нескольких лет в Казахстане ведется целенаправленная работа по улучшению условий для бизнеса, создания благоприятной предпринимательской среды, и большая часть этой работы сконцентрирована именно на совершенствовании проверочных механизмов. Главная цель всех проверок - это не навредить бизнесу, а обеспечить безопасность наших граждан, в том числе продовольственную безопасность, с тем, чтобы не был причинен вред здоровью казахстанцев. Все проверки бизнеса осуществляем согласно действующему законодательству, в том числе Предпринимательскому кодексу, который является настольной книгой для нас и бизнесменов. Так что мы нисколько не ущемляем их права. И я хочу подчеркнуть, что добросовестным предпринимателям, работающим в соответствии с установленными требованиями по качеству продукции, услуг, санитарным нормам, бояться нечего.


- Предприниматели часто жалуются на предвзятое, по их мнению, отношение проверяющих.


- Основным документом при проведении деятельности любого предприятия является проверочный лист. Он состоит из 83 позиций, но это не значит, что если мы пришли в какое-то кафе или ресторан, то скрупулезно проходим по всем пунктам. Часть позиций касается медицинских учреждений - больниц, поликлиник, часть - сферы обслуживания и производства. Большинство проверок проводится совместно с сотрудниками прокуратуры, так что предвзятость наших сотрудников исключена.


- Назовите основные параметры, на которые обращают внимание проверяющие?


- В зависимости от сферы деятельности - микроклимат, освещенность, температура воздуха, влажность, содержание вредных веществ… Лишнего проверяющий не может дописать. По итогам проверки руководителю выдается акт. Если есть какие-то отклонения от требований, он, безусловно, будет наказан и привлечен к ответственности согласно существующему законодательству.


- Как получить разрешительные документы для открытия нового объекта, скажем, общественного питания?


- Объекты государственного санитарно-эпидемиологического контроля и надзора делятся на две группы: объекты высокой и незначительной эпидемической значимости.


 Распределение эпидемически значимых объектов по группам осуществляется на основании системы оценки рисков.


Так вот, в соответствии с Кодексом о здоровье и системе здравоохранения Республики Казахстан, объекты высокой эпидемической значимости должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, которое является разрешительным документом. Для получения заключения предприниматели могут обратиться в канцелярию управления или веб-портал: www.elicense.kz; веб-портал «электронного правительства»: www.egov.kz с предоставлением перечня необходимых документов. Согласно этому заявлению, специалист посещает объект и проверяет его на соответствие нормам. Если объект соответствует требованиям, мы выдаем заключение. А если объект относится к незначительной эпидемической значимости, то он обязан уведомить нас о начале и прекращении деятельности объекта в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».


- А как осуществляется проверка деятельности объектов?


- Периодичность таких проверок плановая и идет в соответствии с графиком. Высокой - 1 раз в полугодие, и незначительной - не чаще одного раза в год. Причем субъекты малого бизнеса освобождены от выборочных проверок и по особому порядку на 3 года со дня своей регистрации.


 - Какие нарушения выявляются чаще всего?


- В сфере торговли и общественного питания. Это реализация продуктов с просроченным сроком, несвоевременное прохождение медосмотров, нецентрализованная стирка белья.


- Что из себя представляют проверки по особому порядку?


- Чаще всего они проводятся при поступлении жалоб или экстренных извещениях. Если человек отравился, самолечением вряд ли займется. Он обращается к врачу. Врач ставит диагноз, и если больного госпитализируют, нас сразу ставят в известность и мы проводим соответствующее расследование. Наша работа не видна, но эффективностью является отсутствие групповых случаев пищевых отравлений и инфекционных заболеваний, связанных с общественным питанием. В этом году таких фактов зарегистрировано не было.


- Руслан Бекбулатович, о деятельности вашего РГУ не часто приходится читать в СМИ или видеть по ТВ. С чем это связано?


- С начала года только в СМИ опубликовали более 10 статей. Могли бы и больше и наши сотрудники к этому готовы. Проблема в том, что за любую публикацию в СМИ или выступление на ТВ с нас требуют оплату. А у нас это в смете не заложено.


- На действия ваших сотрудников жалобы часто поступают?


- Практически нет. А если у предпринимателей возникли какие-то претензии к нашим сотрудникам, они всегда могут сообщить об этом по телефону доверия 54-69-84.


Александр КУЗЬМИЧЕВ


Другие статьи этого номера



Поделиться в соцсетях:
Комментарии     (1-0) из 0
страницы:
страницы:
Оставить комментарий
Имя:
Текст сообщения:
Введите следующий код ( ) :




Последние комментарии
Версия газеты в PDF
Архив
Декабрь 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31










Beeline

Караоке-кафе ROYAL. Тел.: 8 (7142) 560-447, 8-775-675-75-03, ул. Киевская, 17



Размещение рекламы на сайте газеты Наш Костанай. Тел.: 8 7142 54-03-01.









.


НАШ КОСТАНАЙ

О ГАЗЕТЕ

Рекламодателям

ПОДПИСКА

Контакты

Правила сайта

Перепечатка материалов (включая фото, видео и аудиоматериалы), размещенных на www.top-news.kz, разрешена только по соглашению с редакцией "НК". Без соглашения допускается только цитирование материалов с гиперссылкой (названием статьи в виде активной ссылки на адрес материала на сайте www.top-news.kz). E-mail: gazeta@top-news.kz; Телефон: 8 (7142) 54-62-46.
Яндекс.Метрика SeoMonitor.INFO - Сервис проверки доменов
© 2012-2017 Газета "НАШ КОСТАНАЙ"