Архимед Мухамбетов провел отчетную встречу в Службе центральных коммуникаций

Астанинским журналистам он рассказал, на какой машине ездит, где распространяется местная продукция, будет ли переименована Костанайская область…

В Службе центральных коммуникаций начались ставшие уже традиционными встречи акимов регионов. 6 ноября на этой площадке выступил глава Костанайской области Архимед Мухамбетов. Местные журналисты встретили его тепло и с большим вниманием слушали выступление.

После 20-минутного доклада о развитии логистической инфраструктуры, строительстве, наращивании промышленного потенциала и привлечении иностранных инвестиций акулы пера и микрофона принялись за свое любимое и до боли привычное дело – задавать вопросы. Их было много, не обошлось и без
каверзных.

Но обо всем по порядку…

НЕ СТОИМ НА МЕСТЕ

Первое, с чего начал свое выступление Архимед Мухамбетов, – это экономическая составляющая региона. Он подчеркнул, что развитие этой сферы область связывает в первую очередь с реализацией инвестиционных проектов.

Всего на сегодняшний день прорабатываются 40 проектов на сумму 2,2 трлн тенге, из них с иностранным участием — 13 на 1,4 трлн тенге. Благодаря реализации этих задумок в области будет создано более шести тысяч рабочих мест. К примеру, только совместно с китайскими инвесторами планируются проекты по производству телевизоров, тракторов и сельхозтехники.

– В промышленности мы делаем основной упор на развитие обрабатывающей отрасли с внедрением элементов Индустрии 4.0. Крупными горнодобывающими предприятиями — «ССГПО», «Костанайские минералы» и «Варваринское» — системно реализуются Дорожные карты по технологической модернизации, – говорит глава региона.

Так, на создаваемой «Умной фабрике» пятого поколения на Качарском карьере АО «ССГПО» благодаря автоматизированной системе с элементами «искусственного интеллекта» будут увеличены производительность оборудования в 4 раза и объемы готовой продукции (концентрат и окатыши) с нынешних 12 млн тонн до 23 млн тонн через 5 лет. В реализацию проекта ERG планирует инвестировать порядка 1,2 млрд американских долларов.

Весьма динамично развивается и автомобилестроение. Если 3,5 года назад костанайский автопром выпускал 2-3 тысячи автомашин, то в этом году только по истечении девяти месяцев с конвейера предприятия сошло около 8 тысяч легковушек.

– На площадках ТОО «СарыаркаАвтоПром» в текущем году собрано 7772 легковых (в 2,3 раза больше периода прошлого года) и 93 грузовых автомобилей, 76 автобусов и микроавтобусов. В свою очередь в АО «АгромашХолдинг» собрано 225 комбайнов с ростом в 2,1 раза, – сказал аким Костанайской области и добавил, что компания Hangteng automobile Co. Ltd. планирует инвестировать 150 млн долларов в проект по производству легковых автомобилей Hangteng.

Названные проекты в основном будут реализованы на создаваемой в целях наращивания объемов обрабатывающей промышленности Индустриальной зоне в областном центре.

В прошлом году на этой территории введен административно-бытовой комплекс, в текущем – инженерные сети и автомобильные подъездные пути. Здесь же планируется строительство железнодорожных подъездных путей.

– Помимо создания Индустриальной зоны в областном центре, мы занимаемся организацией кластера по переработке сельхозпродукции в Аркалыке, городе, который находится на юге области и имеет прямое сообщение с Астаной, – подчеркнул Мухамбетов. – Поэтому с целью переориентации экономики Аркалыка с горнодобывающей на перерабатывающую здесь реализуется проект по строительству мясоперерабатывающего комплекса стоимостью 3 млрд тенге.

Кроме того, на высвобождаемых промышленных площадках ТБРУ будет создана фабрика-кухня для приготовления блюд по технологии Cook&Chill (приготовление и охлаждение) для социальных объектов. Партнером выступит компания «Кейтеринбург», которая входит в ТОП-5 российских компаний общественного питания.

Все это даст толчок не только для развития малого и среднего предпринимательства в г. Аркалыке, но и развитию животноводства в южных районах области, а также внесет вклад в продовольственный пояс растущей столицы.

К слову, на отчетной встрече глава региона уделил особое внимание вопросам строительства жилья в рамках госпрограмм «Нурлы жер» и «7-20-25», развитию транспортной инфраструктуры, а также прокомментировал письмо инициативной группы, предлагающей переименовать область в Торгайскую.

– Под письмом подписались 17 человек. Но те, кого я спрашивал, говорят, что не подписывали… Мне кажется, не нужно поднимать шум. У Костанайской области есть свое историческое название, поэтому не нужно ее переименовывать. Торгай — это районный центр, к нему все привыкли. Если бы, допустим, в 30-е годы или в 40-е город Костанай носил название Торгай, то имело бы смысл начать работу по возвращению прежнего названия. А здесь ситуация другая, – высказался аким области Архимед Мухамбетов.

При этом он добавил, что в случае необходимости по этому вопросу могут провести общественные слушания.

ВОПРОС-ОТВЕТ

После завершения официальной части журналисты атаковали главу Костанайского региона вопросами. Все они касались разных сфер деятельности. Не забыли журналисты напомнить спикеру и о так называемых «болячках» местного масштаба.

Так, один из корреспондентов спросил, как обстоят дела в регионе с долевым строительством. В частности, нашего коллегу интересовал застройщик ТОО «Классика KZ», который занимался возведением дома по улице Пушкина. Напомним, костанайцы уже около пяти лет не могут получить ключи от своих квартир, так как стройка «заморожена».

– Этот вопрос я держу на постоянном контроле. Мы давали время подрядчику, но он не справился… Сейчас ТОО «Классика KZ» занимаются правоохранительные органы. Областная прокуратура завершает проверку.

Также в настоящее время специалисты высчитывают, сколько еще финансовых средств нужно вложить, чтобы завершить строительство дома и сдать его в эксплуатацию. После определения суммы за счет спонсоров жилье будет возведено, а стоящие в очереди люди обретут долгожданный статус новоселов, – отметил Архимед Мухамбетов.

– Определена ли судьба многоэтажного дома в микрорайоне «Юбилейный», стены которого дали трещину? Уже известна причина, почему это произошло?

– Действительно, стены строящегося дома в новом микрорайоне покрылись трещинами. Мы взяли эту проблему на контроль, провели необходимые экспертизы и нашли виновных. Как оказалось, при геологоразведочных работах проектировщики допустили ошибку. Свою вину они признали.

Но на этом строительство дома не застопорилось, проблема не повисла в воздухе. За счет подрядчика и проектной организации начат демонтаж здания, после чего строители снова приступят к своей работе.

– А как обстоят дела с малокомплектными школами, которые не соответствуют госнормативам? По официальным данным, в Костанайской области их более 100. Решается ли этот вопрос?

– Всего в нашем регионе насчитывается 504 школы, из них около 60% являются малокомплектными. Располагаются они в основном в селах южной части области, где население постоянно убывает. Соответственно количество детей там уменьшается. Сельчане стараются перебраться в город, ведь там есть работа и хорошая заработная плата. Тем более в Костанае строятся заводы, реализуются проекты, развивается автопром.

Думаю, ничего страшного нет, что у нас больше ста школ, не соответствующих государственным нормативам. По ним ведется активная работа. Только сначала текущего года закрыто 10 школ, а 9 – реорганизовано. То есть средняя школа стала основной, а основная – начальной.

Мы намерены строить учебные заведения именно в городах и обеспечивать подвоз детей. В свою очередь малокомплектные школы постепенно ликвидируем.

– Почему костанайская продукция не распространяется по всему Казахстану?

– Почему не распространяется? К примеру, в Астане я сам хожу по магазинам и вижу, что прилавки пестрят костанайской продукцией: «ДЕП», «Новый день», «Баян Сулу»… Наша кондитерская фабрика вообще «держит» 40% казахстанского рынка.

Мы хорошо работаем с Российской Федерацией, а именно с Челябинской, Свердловской, Тюменской, Оренбургской областями. Любителями нашей продукции являются Тюмень и Башкортостан. Одним словом, с каждым годом экспорт растет.

Но добавлю, нашим товаропроизводителям нужно больше рекламировать свою продукцию.

– Нам известно, что китайские инвесторы намерены вложить до 1 млрд долларов в АО «Группа компаний Аллюр». На каких условиях это произойдет? Означает ли это, что АО придется поделиться своими акциями?

– В последнее время крупной компании «Аллюр» не хватало финансовых средств на локализацию. А ведь известно, чем больше локализация, тем больше продажа.

Я не зря сказал в своем докладе, что в 2023 году мы хотим достигнуть в автопроме выпуска 60-70 тысяч машин в год. Часть из них пойдет на экспорт. В прошлом году мы потихоньку начали эту работу. В небольшом количестве в Таджикистан направились наши автомобили. Дальше, как говорится, больше.

– А на каком транспорте вы передвигаетесь? Почему не пропагандируете местный автопром?

– Я сам езжу на «Тойоте», который приобрел мой предшественник в 2014 году. Поэтому сейчас продавать этот автомобиль я не вижу смысла. Есть еще одна машина – легковая… Однако на следующий год мы хотим обновить автопарк и закупить в большом количестве транспорт местного производителя.

Между тем сотрудники наших управлений ездят на собранных в Костанае автомобилях марки JAC S3 и S5. Они очень популярны, а стоимость варьируется от 4 до 4,5 млн тенге. Все зависит от комплектации.

Валерия ВАХНЕНКО

Фото предоставлено пресс-службой СЦК

Администратор сайта

Создать профиль



Войдите в свою учетную запись