ЖКХ Наш город

35 лет назад в Костанае было открыто троллейбусное движение

Этот экологичный вид транспорта просуществовал около 16 лет, но в истории города и жизни костанайцев «рогатые» оставили заметный след.

Троллейбус – один из самых экологически чистых видов общественного транспорта, работающий на электрической энергии. Он не производит вредных выбросов в атмосферу, его двигатели более эффективны, а создание линий обходится дешевле, чем, например, строительство метро.
Тем не менее, сегодня единственный город в Казахстане, где работает троллейбусная сеть, – Алматы. Правительство Казахской ССР решило запустить этот вид транспорта 12 июня 1941 года. В 1960-х годах в Казахстане даже существовало предприятие, производившее троллейбусы и автобусы, – Алма-Атинский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод. Однако он прекратил существование в нулевых, как и костанайский троллейбусный парк.

БЫЛО И ПРОШЛО

Троллейбусное движение в Костанае открылось 28 декабря 1989 года по маршруту «КСК – Центральный рынок». К этому моменту сдали в эксплуатацию административный корпус, четыре тяговые подстанции и контактную сеть. Депо было рассчитано на 50 машиномест с возможностью расширения до 100. Изначально в парке работало около 280 человек.

Троллейбусный парк сегодня

«НК» удалось найти водителя троллейбуса, который одним из первых вышел на линию в 1989 году.

– Я был принят учеником-водителем, дважды бегал на медицинскую комиссию. Оказалось, там были определенные требования к здоровью, о которых я не знал. Например, требовался рост не менее 155 см, а у меня был 154 см. Пришлось измеряться еще раз – добавили один сантиметр и отправили на обучение в Алмату, – вспоминает Бахытжан Искаков. – Это была первая группа из Костаная, примерно 12 человек. Обучались полгода. Сначала изучали теорию: устройство и назначение троллейбуса, внутренние электрические схемы, чтобы в аварийных ситуациях понимать, как правильно действовать. После обучения выдавали удостоверение на допуск к работе с электричеством.

Бахитжан Искаков (слева) работал на троллейбусе 7 лет

Троллейбус был удобным: хорошо стартовал с места благодаря электродвигателю, проезд стоил 5 копеек. В салоне светло за счет больших окон, сиденья мягкие, зимой было тепло. Машины переводили с летней на зимнюю эксплуатацию, меняя настройки системы.

– Сегодня в автобусах жарко, до +35 градусов, и пассажиры в верхней одежде потеют, – добавляет Искаков.

Маршруты троллейбусов постепенно расширялись. Можно было доехать с КСК до автовокзала, железнодорожного вокзала и улицы Карбышева. В 1991 году на линию выходило до 50 троллейбусов, а депо планировали расширять.

– Водители всегда помогали друг другу, – продолжает Бахытжан Искаков. – Помню случай у кафе «Заря» на улице Герцена. Там часто парковались грузовики, и троллейбусу приходилось срывать штанги с линии, чтобы их объехать. Разгоняешься, другой водитель сзади на лестнице тянет за веревки, снимает штанги, а потом возвращает их обратно. Искры летели во все стороны. Один раз нас с товарищем остановила милиция: сотрудник подумал, что я хулиганю, – говорит Искаков. – Пришлось объяснять ему, что работаю. Троллейбусами я управлял семь лет, ездил по всем маршрутам. В 1996 году решил уволиться, потому что уже все шло к закрытию парка. Это чувствовалось.

Его опасения оправдались. В 1990-е годы началось разгосударствление общественного транспорта. Троллейбусный парк стал ТОО «Костанайэлектротранс». Дотации из бюджета прекратились, электроэнергия – основной «топливный» ресурс троллейбусов – подорожала.

Фото В.А.Середенко

Предприятие оказалось в долгах. Тогда его разделили на ТОО «Костанайсервисэлектро» и ТОО «Костанайский троллейбусный парк». Однако это, видимо, не помогло, так как в 2005 году движение троллейбусов было остановлено.

Схема движения троллейбусов в 2005 году

К слову, ТОО «Костанайский троллейбусный парк» до сих пор существует. В открытых источниках указано, что организации 21 год и 8 месяцев. Руководит ею Кумар Какенов. Располагается ТОО по адресу: улица Курганская, 2. Трехэтажное здание – это контора, единственное сохранившееся помещение старого троллейбусного парка. Остальную территорию выкупило ТОО «Строй Элит Дом», которое возвело на этом месте жилой комплекс «Австрийский».

Территория троллейбусного парка в 2006 году

Кумар Какенов также владеет ТОО «Костанайавтотранс».

– В Костанае пассажирскими перевозками на городских и междугородних маршрутах до перестроечного времени занималось единственное предприятие – «Кустанайский автобусный парк». Насколько я помню, он был создан в 70-х годах. Более 30 лет парк возглавлял Малик Баекенович Шаяхметов, почетный гражданин Костаная. Он же занимался троллейбусами. На базе парка 4 мая 2000 года было образовано ТОО «Костанайавтотранс», и теперь пост руководителя занимает его племянник. Позже начали появляться другие ТОО, которые и сегодня осуществляют пассажирские перевозки: «ТТС», «Альтаир», «Жарык Жол», ИП «Брунер». Одним из последних появилось наше ТОО «Компания STA», – поделился заместитель директора ТОО «Компания STA» Юрий Панасенко.

МНЕНИЯ ГОРОЖАН

В отделе ЖКХ на вопрос о возможности возобновления троллейбусного движения ответили так:

– Эта тема не рассматривается. В этом году были демонтированы последние троллейбусные опоры на улицах Курганской, Текстильщиков и Орджоникидзе, – уточнил заведующий сектором пассажирских перевозок отдела ЖКХ Костаная Нурдаулет Бейсенов.

Мнение о троллейбусах мы также спросили у горожан.

– Время движения троллейбусов я хорошо помню. Замыкания на линии и яркие искры были целым шоу для детей, а взрослые привыкли, – рассказывает житель города Сергей Игнашкин, которого мы встретили в окрестностях троллейбусного парка. – Машин в те годы почти не было, весь город передвигался на общественном транспорте: на троллейбусах, автобусах. Знаете, мне кажется, что в любом случае троллейбусы перестали бы существовать. Трафик машин сильно увеличился, а дороги у нас узкие. Автобус, если что-то случится, может просто объехать препятствие, а у троллейбуса одна линия движения. Да, это экологичный вид транспорта, и проезд на нем был бы дешевле. Но учитывая, что у нас постоянно ремонтируют дороги и часто случаются ДТП, троллейбусы создавали бы пробки.

А вот Гульнаре Базарбаевой троллейбусы нравились.

– Я думаю, они могли бы выжить в современном городе. Существует множество доводов в их защиту, – считает жительница Костаная. – Во-первых, экологические аспекты использования троллейбусов неоспоримы. В условиях растущего беспокойства о загрязнении воздуха и изменении климата они являются одним из наиболее чистых видов транспорта. Сейчас набирают популярность машины, работающие на электроэнергии: дорогие Tesla, Zeekr… На самом деле все это было придумано давно и использовалось годами. Троллейбусы могли бы улучшить качество жизни в городах. Удобный и доступный общественный транспорт способствует снижению загруженности на дорогах. Например, в крупных городах-миллионниках зачастую проще доехать на автобусе до места назначения, чем на своем автомобиле.

Полина ЦИММЕР,
фото из архивов (С.А. Тархов)
и Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77