Костанай и костанайцы

«Быстрый отклик» на меняющийся мир

QR-коды стремительно ворвались в повседневную жизнь костанайцев в период пандемии

Их стали использовать для оплаты покупок в магазинах, на кассовых чеках, визитках и даже в сфере ресторанного бизнеса.

QR-коды стали внедряться в нашу жизнь несколько лет назад, когда в областном центре начали реализовывать проект Smart city. Так, в 2018 году на смену нанесенным краской или распылителем цифрам на жилых домах стали появляться синие таблички с адресом, индексом и черно-белым квадратом. Тогда обладателям смартфонов необходимо было скачать специальное приложение, чтобы считывать QR-коды, сейчас же достаточно открыть камеру телефона и кликнуть на появившееся окошко.

Через время костанайцы забыли о QR-кодах, да и обращать внимание на аншлаги на фасадах зданий стали только тогда, когда необходимо было убедиться, по тому ли адресу пришел. Однако QR-коды пережили второе рождение в тяжелом 2020 году, в период оффлайна и бесконтактных технологий.

Корреспонденты «НК» решили проверить, работают ли черно-белые квадраты на табличках с адресами, и в какую сферу деятельности им еще удалось внедриться.

Что в доме тебе моем?

Выйдя из редакции, мы направились к первому жилому дому, вооружившись телефоном. На аншлаге написано: «Аль-Фараби, 88»… Открываем камеру и сканируем QR-код. Через секунды три, все зависит от скорости интернета, на экране высвечивается вся «подноготная» многоэтажки: год строения, количество квартир, контактные данные обслуживающей организации (ПКСК), участкового полицейского и врача, а также электрика и сантехника.

– Пользовались ли когда-нибудь QR-кодом? – спрашиваем у проходящей мимо женщины.

– Нет, даже не знаю, как это делать, – отвечает она.

Другая жительница Костаная Олеся Ли рассказывает, что воспользовалась кодом всего один раз. Всю высветившуюся информацию на экране телефона она сохранила в галерее, сделав скрин.

– Постоянно выбегать на улицу, сканировать QR-код, чтобы узнать, к примеру, номер и имя участкового врача, нет смысла, – считает Олеся.

А вот Валентина Марущенко отсканировала код из праздного любопытства, когда на углу дома по ул. Маяковского установили новенькую синюю табличку с адресом.

К слову, у каждого строения в Костанае есть свой сайт. Мы проверили, как функционируют QR-коды практически на всех домах, расположенных в центральной части города. Все работает.

Также без нашего внимания не остались железные конструкции с желтыми тактильными табличками возле туристических объектов Костаная. Появились они в конце осени прошлого года. Ранее «НК» рассказывал о том, что эти конструкции установили в рамках проекта «Туризм без границ».

Как сообщил нам тогда руководитель инициативной группы BESTTOURKOSTANAY Валерий Гумиров, их организация старается сделать туризм в нашей области доступным всем слоям населения. Поэтому надписи на табличках идут как на казахском, русском и английском языках, так и на шрифте Брайля. Здесь же имеются QR-коды.

Наведя камеру телефона на зашифрованный квадрат, к сожалению, мы не получили никакой информации, кроме названия объекта: Костанайский областной русский драматический театр, скульптура хлебороба и сталевара… То есть воспользовавшись QR-кодом, турист останется за гранью истории той или иной достопримечательности областного центра. Однако Валерий поспешил нас успокоить.

– Сейчас наш сайт находится на доработке. Думаю, что до конца месяца мы внесем полную информацию по каждому объекту на трех языках, – пообещал руководитель инициативной группы.

Безопасно и удобно

Когда пандемия коронавируса охватила Костанайскую область, местные бизнесмены стали задумываться о безопасности как своих работников, так и клиентов. Все началось с бесконтактной термометрии, а закончилось… бесконтактным меню.

Что сегодня на завтрак, обед или ужин, стоимость порций – все это высвечивается на экранах телефонов у клиентов кафе «Карделен». По словам администратора Милы Мамедовой, руководители общепита очень щепетильно подходят к вопросам соблюдения санитарных правил. В кафе обрабатывается все – от ручки входной двери до ножек стульев. Но этого оказалось мало. Чтобы обезопасить своих сотрудников и клиентов, они пошли дальше – разработали бесконтактное меню.

– На каждом столике мы поставили бумажные треугольники с QR-кодом, достаточно навести камеру, и в телефоне откроется меню. К тому же, у нас работает Wi-Fi, – акцентирует внимание администратор. – Несмотря на все наше упорство сделать сервис лучше и безопаснее, мы столкнулись с непониманием со стороны граждан. Многие, в том числе и молодые люди, не знают, как сканировать QR-код. Некоторые просто рвали наши треугольники на столиках, приходилось их выкидывать в мусорное ведро и ставить новые. А все это – затратное дело…

QR-коды демонстрируют свою уникальность и полезность и в сфере торговли. В 2020 году возле касс супермаркетов «Астыкжан», «Солнечный», «Тамаша», Small и RAUZET стали появляться Kaspi QR. Также с помощью QR-кодов появилась возможность расплачиваться за покупку в многочисленных магазинах одежды и обуви.

В Zhazira_beauty_shop отметили, что в последнее время клиентки все чаще стали расплачиваться через код. Во-первых, это оперативно, во-вторых, число контактов значительно снижается, не приходится трогать руками бумажные банкноты, а в-третьих, от каждой покупки пользователям Kaspi QR начисляется 0,5% бонусов.
В свою очередь кассиры супермаркета «Тамаша» утверждают, что пожилые люди в основном расплачиваются по-старинке – наличкой, от 25 до 50 лет – преимущественно карточкой, а с помощью QR-кода – лишь единицы.

– Когда возле кассы нет очереди, мы стараемся сообщить клиентам о кодах, говорим о приятных бонусах за покупку, которыми можно будет воспользоваться. Некоторые слышат о таком от нас впервые, что удивляет. Люди ведь не отрываются от смартфонов, а про QR-код не знают, – недоумевают кассиры.

По словам пенсионерки Кумыс Амуртаевой, она не доверяет современным технологиям. Каждый месяц женщина снимает деньги с карточки, боясь, что за нее это сделают мошенники. А уж о QR-кодах она и слышать не хочет.

Тем временем опрос в Instagram газеты «Наш Костанай» показал следующее:

– из 793 подписчиков 403 расплачиваются за покупки QR-кодом, 390 предпочитают отдавать наличные деньги или платить карточкой;
– из 652 респондентов всего 76 воспользовались бесконтактным меню в заведениях общепита, а остальные 576 любят листать страницы с изображением и названием блюд, а также их стоимостью.

А вот с QR-кодами на табличках домов вообще плохо. Из 662 опрошенных лишь 29 костанайцев обратили внимание на черно-белые квадратики, а 633 предпочитают проходить мимо.

Редакция «НК» всегда старается идти в ногу со временем, поэтому наши постоянные читатели тоже могут воспользоваться QR-кодом, который имеется на страницах газеты. Достаточно навести камеру телефона на код, и вы окажитесь прямиком на нашем сайте, где оперативно публикуются все новости города.

Валерия ВАХНЕНКО,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77