Здравоохранение

Цифровизация дошла до медучреждений Костаная

Внедрение электронных медицинских документов, таких как санитарные книжки и больничные листы, позволит пациентам экономить время и упростит доступ к необходимой информации.

ПРОЦЕСС ЗАПУЩЕН

Текущий год в Казахстане начался со значительных изменений в сфере медицины. Одно из них – перевод медсправок в электронный формат. Разговоры о нововведении начались еще во второй половине 2024 года. Вице-министр здравоохранения Ербол Оспанов объяснял это решение экономией средств граждан.

– С внедрением электронного формата личные медкнижки можно будет предоставлять сразу в нескольких организациях, что экономит средства граждан. Другое не менее важное преимущество – это исключение фактов фальсификации сан­книжек, которые несут угрозу для общественного здоровья, – сообщил Оспанов в ноябре этого года на брифинге в СЦК.

Вводить новую систему начали постепенно и с 1 января 2025 года перешли на электронный режим. На данный момент исключительно в цифровом видео доступно восемь видов медсправок:

– больничные листы;
– медицинские справки формы 075/у;
– заключения врачебно-консультативной комиссии (026/у);
– справки о допуске к управлению транспортными средствами (073/у);
– санаторно-курортные карты (069/у);
– паспорт здоровья
ребенка (052-2/у);
– разрешения на оружие (076/у);
– справки о временной нетрудоспособности (038/у).

В поликлинике №3 Костаная данная система действует с конца прошлого года.

– Если раньше были спорные вопросы (кому-то было привычнее с бумажным больничным, кому-то – с электронным), то с нового года мы основательно взялись за этот момент. Теперь все выдаем электронное, навели порядок, – сообщил главный врач поликлиники Амиржан Бахытжанов.

В целом процесс получения справок не сильно изменился – пациент также приходит на прием к врачу, только кипу бумаг с подписями брать с собой необязательно.

Врачи подписывают документ электронно – через ЭЦП. Как только пациент обойдет все кабинеты, в течение часа ему в приложении поступает готовая справка, которую необходимо просто скачать.

– Это сокращает и количество подделок. У каждого доктора свой ЭЦП, доступ к которому есть только у него. Раньше бывали случаи, когда подписи и даже гербовые печати подделывали. Мы даже заявления писали, разбирались. Теперь это практически невозможно, – дополнил руководитель медучреждения.

Система работает во всех поликлиниках области. В поликлинике №4 Костаная ее также реализуют посредством госуслуг.

– При получении больничного или декретного уже не нужно стоять в очереди, главное, пройти всех врачей, а для получения финального документа в поликлинику идти не надо – все электронно, – подчеркнул руководитель медучреждения Кайирхан Исмагулов.

Удаленно можно получить рецепт и на бесплатные лекарства. Это нововведение появилось в приложении eGov Mobile совсем недавно и доступно всем казахстанцам. Найти его можно в разделе «Социальный кошелек» — «Лекарства». Те, кто получают препараты в рамках амбулаторного лекарственного обеспечения, включая пациентов с хроническими заболеваниями, увидят в этой вкладке QR-код. Если лекарства не положены, отобразится сообщение: «У вас нет назначенных ваучеров».

– Это создано для того, чтобы было проще идентифицировать пациентов. Раньше при выдаче бесплатных лекарств в поликлинике требовали удостоверение, теперь достаточно показать QR-код, – рассказала руководитель отдела лекарственной политики и координации лекарственного обеспечения Гульнар Аспанова.

На данный момент нововведение является альтернативным вариантом получения бесплатных лекарств. Пациенты, которые не могут воспользоваться услугами госсервиса, будут получать медикаменты по старинке.

Цифровизация входит в сферу здравоохранения повсеместно. Так, с нового года в поликлиниках установили камеры с функцией Face ID для распознавания пациентов. По словам главного врача поликлиники №3, они уже закупили 84 устройства и на данный момент ждут базу обновлений, чтобы их подключить.

– Пациент приходит на прием, его фиксируют с помощью камеры, после этого открывается личный кабинет, и врач может начать консультацию или осмотр. После идентификации на экране отображается необходимая информация о пациенте: ФИО, ИИН и т.д., – пояснил главврач.

Если же человек боится или по каким-либо иным причинам не хочет фиксировать лицо, в таком случае ему на телефон приходит пароль, который надо ввести, чтобы начать работу. Если пациент отказывается от фиксации всеми способами, то личный кабинет не откроется и прием начать будет невозможно.

В РАБОТЕ

Если с больничными листами и новыми технологиями все ясно и прозрачно, то к нововведениям, касающимся организации работы медучреждений, есть вопросы.

В декабре прошлого года заместитель председателя Фонда социального медицинского страхования Индира Саркенова сообщила о планах разделения медучреждений Казахстана на «цветные» зоны. Это своеобразный рейтинг, благодаря которому система мониторинга клиник станет более эффективной. По крайней мере, на это идет расчет. В ФСМС уже представили перечень индикаторов, по которым клиники будут оценивать. Например, в этот список вошли количество ошибок, жалоб от пациентов, штрафы.

С помощью ранжирования в фонде хотят выделить медучреждения, которые требуют проверок. Первое разделение на зоны планировали осуществить по результатам 2024 года, а после обновлять ежеквартально. Пока эти данные недоступны для граждан. Поэтому костанайцы сейчас не могут узнать, какие клиники города занесены в «красную» зону.

В этом году объявили и о возможных изменениях в пакетах гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Ранее в своем Послании Президент подчеркнул необходимость формирования Единого пакета медицинской помощи, который обеспечит справедливый и равный доступ к услугам здравоохранения для всех слоев населения.

По словам министра здравоохранения Акмарал Альназаровой, решить эту задачу планируют в ближайшие годы.

– До 2027 года диагностику по 12 социально значимым заболеваниям постепенно включат в базовый пакет, обеспечив ее доступность для всех, независимо от статуса страхования, – сообщила министр.

Более точных планов, к сожалению, пока нет. По единому номеру 1414 отметили, как только будут приниматься
конкретные действия, услугополучателям сообщат об изменениях незамедлительно.

ДО КОНЦА ГОДА

С 2025 года проект «Клиника одного дня» масштабируют на всю страну. Это медицинский проект, направленный на проведение комплексного пренатального скрининга для беременных женщин по принципу «одного окна» в течение одного дня.

Пилотная версия проекта была запущена еще в прошлом году в семи регионах страны, но Костанай в этот список не вошел. По данным официального портала премьер-министра РК, на сегодня услугами «Клиники одного дня» воспользовались свыше 35 тысяч женщин.

В Костанае этот проект еще на стадии разработки. Так, к примеру, в поликлинике №4 уже рассматривают этапы его реализации. Запустить планируют до конца года, но вопрос упирается в финансы и кадры.

– Проект подразумевает, что человек придет и сразу сможет сдать все анализы, а также получить консультацию. Пока это сделать не получается. У нас есть нехватка как бюджетных вложений, так и кадров. Для реализации этого проекта нам необходимы еще врачи и медперсонал, которых мы будем набирать, чтобы успеть всех обучить и отладить процесс. Эти проблемы сейчас решаем, – сообщил Кайирхан Исмагулов.

Несмотря на нововведения и набирающую обороты цифровизацию, в сфере здравоохранения ключевые вопросы остаются открытыми. Насколько эффективно заработает система рейтинга клиник, если данные о разделении на зоны пока недоступны для граждан? Успеют ли медучреждения адаптироваться к новым требованиям, учитывая кадровый дефицит и финансовые ограничения? Как быстро пациенты успеют переадаптироваться к новой системе приема в поликлиниках?

Александра ГОЛОВКО,
фото Ларисы БОЖКО
и из архива «НК»


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77