Сразу два крупных садовых общества Костанайского района – «Автомобилист» и «Мелиоратор» – оказались в затяжной засухе.
Причина в изношенности системы подачи воды, проложенной еще в 80-х годах прошлого века. За июнь ни одна капля не дошла до участков. «НК» побывал на месте и выслушал обе стороны: дачников и председателей садовых обществ, а также узнал мнение властей.
КОГДА ЛАТКА НЕ СПАСЕНИЕ
«Автомобилист» – самое большое дачное общество в области. Оно включает 2530 участков, из них 1375 обрабатываются, порядка 300 участков используются для круглогодичного проживания. «Мелиоратор» ненамного уступает – 2002 участка, из них 1560 активно используются, 142 – жилые. Воды нет ни у тех, ни у других.
– С июня ни разу не провели полив, – рассказывает председатель СО «Автомобилист» Петр Мокроусов. – В этом году, как только стали качать воду из реки, пошли порывы. Мы уже семь раз запускали воду холостым ходом – ни разу не дошла.
Трубы, проложенные 45 лет назад, изначально были б/у, а теперь и вовсе износились почти полностью. Они проходят от насосной станции до садовых обществ по маршруту длиной 6,5 км – частично по земле, частично под ней. Самая высокая точка по пути – 33 метра над уровнем Тобола.
– Дачники спрашивают, почему в «Весне», «Железобетонщике» нет таких проблем? Но дело в том, что эти кооперативы находятся буквально в паре метрах от воды, а мы в 6,5 км! У нас не просто старая труба. На участке разные диаметры: где-то 530 мм, где-то 600, где-то 700. Все собрали из подручного материала. А когда качаем под нормальным давлением, как положено, идет разрыв. Увеличивать давление нельзя, иначе просто порвет, – поясняет Петр Иванович.
ПОЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ ПЛАТИТЬ?
Такое мнение мы услышали от дачников обоих обществ, их разделяют и пользователи сети. Воды нет, значит, и платить взносы не надо, считают они.
По словам Ольги Прокопенко, дачницы с более чем десятилетним стажем в СО «Автомобилист», ситуация с отсутствием полива уже серьезно ударила по семейному бюджету.
– Сейчас сами покупаем воду. Недавно отдали 20 тысяч тенге за бочку объемом 7 кубов, – рассказывает она. – Еще проплатили 18 тысяч за сезон полива, а воды нет. В прошлом году полив был, но редкий, из-за хорошего сезона дождей. А перерасчета не было. Почему мы должны платить взносы за воду, которой даже нет?
Как справляется с отсутствием воды, рассказал Владимир Павлов, который уже 25 лет обрабатывает участок в этом же садоводческом обществе.
– Почему с прошлой весны ничего не делали? Почему только этой весной начали шевелиться, когда стало ясно, что в озере воды почти не осталось? А сейчас трубы не готовы, воду качать нечем, – возмущается Владимир Михайлович. – У меня, к счастью, есть колодец. Там стоит насос, но он слабенький. Набираем воду в ведра, но она слишком холодная, сразу ею поливать нельзя, ждем, пока нагреется. В этом году дожди, конечно, немного спасают, но за все мое время здесь – это впервые, чтобы вода была всего два раза – в мае, и больше ни капли.
Возмущения дачников мы передали председателям. Те понимают боль жалобщиков, ведь они и сами такие же члены общества, и имеют свои дачи, где тоже нет полива.
– Мы бы давно дали воду, если бы могли. Часами качали, но она так и не доходила до дачных обществ из-за порывов. Ремонт необходим, иначе воды вообще не будет. А если дачники перестанут платить взносы, то на какие средства мы станем латать трубы? – резонно спрашивают собеседники.
«БРИТВА, А НЕ ТРУБА»
Корреспонденты «НК» вместе с председателями побывали на одном из участков трубы, недалеко от кладбища Тобыла. Там ясно видно, насколько обострилась проблема. В местах сварки – ржавчина, в земле образовались полуметровые ямы после недавних порывов.
– В норме стенка трубы – 5 мм, а тут посмотрите, этим же можно бриться! – с горечью констатирует председатель СО «Мелиоратор» Анзор Донкаев, показывая недавнее место порыва.
Все это результат десятилетий заплат и сварки. Только за 2023 год было заменено 16 метров труб.
– Если где-то и меняли, то буквально несколько метров, остальное – те же старые трубы. Пока латаем один участок – лопается следующий. Это как лечить воспаление пластырем, – добавляет Анзор Саидович.
Сложности не только в трубах. Насос, с которого начинается подача воды, произведен в 1964 году. Деталей на него давно не выпускают. Председателям приходится буквально изобретать запчасти.
– Как-то вышли из положения, взяли детали от китайского погрузчика, подточили, кое-как приспособили, – вспоминают председатели.
Паводок 2024 года затопил насосное оборудование. Пришлось восстанавливать за свой счет. В этом году благодаря помощи акимата весной эвакуировали насосы общей массой 13 тонн. Но возвращали на место уже за свой счет.
– А еще в прошлом году паводком снесло три опоры линии электропередач. Только на это ушло 1,5 миллиона тенге, – добавляют Мокроусов и Донкаев.
НОВЫЕ МИКРОРАЙОНЫ – ПОМЕХА?
Прогуливаясь по дачным обществам, мы услышали мнение людей и о том, что проблема подачи воды может быть связана со строительством новых жилых микрорайонов «Астана» и «Байтерек», которые находятся буквально в паре километров от «Автомобилиста» и «Мелиоратора».
– Действительно, часть нашей трубы протяженностью в 1,5 км находится под землей, где идет застройка. У нас даже был конфликт, когда в 2021 году рабочие, копая фундамент, задели часть наших коммуникаций. С тех пор я регулярно пишу официальные запросы в районный акимат и отдел строительства, вот последний отправил в январе этого года, – говорит Петр Мокроусов.
В отделе строительства Костанайского района уверяют, что этот вопрос у них на контроле.
– В целях недопущения прекращения подачи водоснабжения для полива ПКСТ «Автомобилист» отделом строительства предусмотрен перенос водополива, согласно разрабатываемого проекта «Строительство внутриплощадочных газовых сетей микрорайонов «Астана» и «Байтерек», – сообщается в ответе на официальный запрос.
– То есть, как мы поняли, вот этот участок трубы в 1,5 км они перенесут и заменят за свой счет. Конечно, это не все 6,5 км, но уже очень большая помощь для нас, – объясняет Петр Иванович.
РЕМОНТ НЕ ПО КАРМАНУ
Сколько стоит заменить все трубы? Цены пугают. Один метр трубы – 27 500 тенге. Соответственно, километр – 27,5 млн. Замена всех 6,5 км обойдется в 180 миллионов тенге – и это только материалы. Плюс спецтехника, рабочие, логистика. А цены продолжают расти…
– Весь доход нашего общества в год – около 24 млн. И все они уходят на коммунальные услуги, налоги, текущие ремонты, – говорят в «Автомобилисте». – Где взять еще 180 миллионов?
Местные жители, уставшие от бессмысленного ожидания, требуют действий. И эта волна недовольства уже доходит до властей.
Во время обхода с корреспондентами «НК» председателю «Автомобилиста» позвонил аким Костанайского района Олжас Нургалиев.
– Вы должны сами решить этот вопрос. Люди жалуются, что сидят без воды. Уже июнь заканчивается – никто не поливал ни разу! – раздался голос из телефона.
Председатели кивают, они и сами не рады такому положению дел. Но признаются, что быстро исправить ситуацию, вряд ли, получится.
– Нужны средства, в идеале целевые сборы. Но если некоторые дачники уже отказываются платить взносы, то что уж говорить о дополнительных, – вздыхают главы дачных обществ.
Замкнутый круг, в котором ясно лишь одно: если вопрос с водой не решить, два больших дачных кооператива постепенно опустеют, люди будут вынуждены оставить свои участки.
Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77