Каждый ребенок – потенциальный изобретатель
Правильно организованное техническое творчество детей позволяет удовлетворить любопытство и включить подрастающее поколение в полезную практическую деятельность.
А вы знаете, что такое автотрассовый моделизм? На протяжении 10 лет, по этому техническому виду спорта проводят соревнования, последние прошли 18 мая в Костанае. Второй год соревнования были посвящены памяти Павла Ефанова. Именно он является родоначальником трассового моделизма не только в Костанае, но и в Казахстане.
А зародился этот вид спорта в городской школе технического творчества. За долгую историю своего существования она пережила ряд реорганизаций: сначала была областной станцией юных техников, затем – городской станцией юных техников, и вот теперь стала школой технического творчества. А началось все в далеком 1957 году. Тогда областной станции юных техников было предназначено работать с самой интеллектуальной группой школьников – мальчишками разных возрастов и интересов.
Во многом своему развитию станция, а впоследствии и школа, обязана педагогам – энтузиастам, фанатам своего дела. Одним из таких и был Павел Ефанов. В начале 70-х автотрассовое моделирование было еще недостаточно известно и популярно в Казахстане. Тогда сам с ранних лет «заболевший» этим спортом Ефанов сумел сплотить вокруг себя таких же увлеченных и энергичных людей. Вместе они построили трассу для испытания моделей, пригодную по своим техническим возможностям и для проведения соревнований. И до сих пор эта трасса признается одной из лучших в стране.
С 1973 года кустанайские трассовики становятся сильнейшими в республике, успешно выступая и на всесоюзных соревнованиях. А ведь турниры любого ранга требуют от участников полной самоотдачи, умения собраться в нужный момент, наличия всех качеств, присущих настоящему спортсмену, в том числе и таких, как мгновенная реакция, четкое видение маршрута.
В этом году на участие в конкурсе было заявлено 16 юниоров из Актобе и Костаная, 18 спортсменов, выступающих в категории без возрастных ограничений из городов Уфа, Челябинск, Орск, Актобе, Костанай.
Чем же так привлекает детей трассовый моделизм и почему многие, уже будучи взрослыми людьми, продолжают им заниматься?
Такой вид технического спорта напоминает гонки на самодельных машинках. Они могут разогнаться до 40 километров. В мире по этой дисциплине проводятся чемпионаты.
— Эта скорость в масштабе 1:24. Если ее умножить на 24, она будет равносильна настоящему автомобилю. На специальной трассе мы выставляем машинки, подаем к ним напряжение в 12 Вольт и наворачиваем круги. В руках у спортсменов специальные пульты. Чем сильнее на него жмешь, тем выше скорость мини-авто. Побеждает тот, кто за шесть заездов сделает больше кругов, – рассказал руководитель кружка по автотрассовому моделизму города Актобе Игорь Бекетов.
В среднем получается наездить около трехсот кругов, от скорости машинки вылетают за пределы трассы. Их поднимают ждущие своей очереди на заезд спортсмены, они – маршалы, помощники. Взрослые и дети не отрывают взгляда от своего авто, полностью погружаясь в процесс гонки. Но поездить – это одно дело, а вот собрать модель не так уж просто. Этому и учат в школе технического творчества.
Талант в дело
Техническое моделирование и конструирование – актуальное направление в современной системе дополнительного образования. Общеобразовательная школа в силу перегруженности учебной программы не может уделить достаточно внимания ученикам, которые хотят знать и уметь больше. На помощь таким детям приходят педагоги дополнительного образования ГШТТ.
Сейчас здесь занимаются 478 детей. Сюда принимают ребят от 6 до 18 лет и обучают по восьми техническим направлениям: судомодельное, авиамодельное, робототехника, автокордовое, автотрассовое, фотокружок, начальное техническое моделирование.
Сегодня педагоги уверены: техническому творчеству можно научить каждого человека. Но заниматься этим необходимо с самого раннего возраста, чтобы ребенок привыкал грамотно мыслить, рационально работать с информацией, применять на практике усвоенные на уроках знания. Крайне важно пробудить интерес к технике. Поэтому дети не изучают сложные физические явления, а создают понятные для них модели самолетов, автомобилей, кораблей, космических аппаратов, роботов и т. д.
— Самые маленькие проходят начальную техническую подготовку. Перед тем, как начать заниматься в ГШТТ серьезно, нужно освоить азы. Чем примечательно занятие в ГШТТ? Наши дети в 10 лет работают в направлении «робототехника» и занимаются такими вопросами, которые в общеобразовательной школе узнают только в восьмом классе. Обычная школа дает общие знания, а мы развиваем моторику, любовь к труду и желание творить, – отмечает директор ГШТТ Темирхан Керибаев. – Дети, которые что-то делают своими руками, ничего не ломают. Они стремятся улучшать и модернизировать то, что имеют.
Ребята со всего города приезжают заниматься в ГШТТ. Первый год обучения составляет четыре часа в неделю, остальные – шесть часов. В общеобразовательной школе нагрузка на ребенка в среднем составляет 40 часов. Плюс еще ГШТТ, и в итоге получается около 45, а по трудовому законодательству в неделю человек может работать только 40! Перегрузка, конечно, есть, но, как говорят психологи, смена деятельности – это отдых. Когда ребенок занят тем, что ему нравится, вряд ли он устает. Скорее, лишний час просиживания за компьютером его утомит больше.
Педагоги в ГШТТ в большинстве своем выходцы отсюда же. Придя в школу в детстве, они находят для себя хобби на всю жизнь.
Сам умею и вас научу
Преподаватель ГШТТ Владимир Лапытько – ученик того самого Ефанова. И автотрассовому моделизму он теперь учит сам.
Пульты, трассы и машинки – все это юные техники могут собрать сами. В конце обучения они даже собственноручно мастерят моторчики для гонок. К сожалению, как отмечает педагог, сегодня ребята становятся менее внимательными.
— У них есть интерес, только вот дети сейчас довольно рассеянные. Моделирование же требует концентрации. Возможно, это связано с постоянным использованием смартфонов и компьютеров. Приходя на занятия впервые, мальчишки не умеют даже держать паяльник, радует, что есть возможность научить их этим азам, – поделился Владимир Лапытько.
Помимо автотрассового моделизма, в ГШТТ еще много интересного. Например, авиамодельный кружок. Здесь ребята начинают мастерить модели самолетов из самых простых материалов – потолочной плитки, бумаги, картона. И все планеры летают, даже самые простые.
— Потом уже более продвинутые ученики начинают применять дерево. Здесь уже нужно выпиливать детали лобзиком, уметь работать режущими инструментами. Дальше начинается сборка кордовых моделей с двигателями внутреннего сгорания. Это тот же мотоциклетный двигатель, но намного меньше. В нем есть все – карбюратор, цилиндр и поршень, – отмечает преподаватель авиамодельного кружка Александр Каргин. – Авиамоделизм – это не просто сделать самолетик и запустить его, а технический вид спорта. Чтобы сделать готовый к полету аппарат, нужно много и кропотливо работать. Сейчас готовимся к областным соревнованиям, а 7 июня поедем на республиканские.
Главная цель педагогов – научить детей технически грамотно мыслить и работать руками. Иногда это помогает им в будущем с выбором профессии. Многие отдают свое свободное время созданию моделей кораблей и судов различных классов. Занимаясь судомоделированием, молодежь приобретает разносторонние знания, знакомится с основами морского дела и судостроения. Постройка моделей и двигателей способствует развитию трудовых навыков, конструкторской мысли, воспитывает стремление к творчеству и экспериментированию. Многие судомоделисты, будучи взрослыми, становятся моряками, конструкторами и строителями настоящих кораблей.
— На мини-версиях кораблей мы также участвуем в соревнованиях. Но судомодельный спорт не был бы спортом в подлинном смысле, если бы он ограничивался лишь изготовлением моделей. Спорт – это соревнование, состязание творческой мысли и технического мастерства. Выявить, чья модель лучше, маневреннее, быстроходнее можно, только участвуя в соревнованиях, – отмечает преподаватель судомоделирования ГШТТ Нурлан Сыздыков.
Будущее наступает
С техническим оснащением в ГШТТ повезло кружку робототехники. Пару лет назад здесь прикупили 3D-принтеры и сканеры.
Образовательная робототехника – это новая, актуальная педагогическая технология, которая находится на стыке перспективных областей знания: механики, электроники, автоматики, конструирования, программирования и технического дизайна.
Она поощряет детей мыслить творчески, анализировать ситуацию и применять критическое мышление для решения реальных проблем. Возможность делать и исправлять ошибки в работе самостоятельно заставляет ребенка находить решения без потери уважения среди сверстников. Робот не ставит оценок и не дает домашних заданий, но заставляет работать умственно и постоянно.
— Конечно, дети разные, всех научить программированию непросто, у кого-то есть тяга, другие не особо рвутся, поэтому по-разному получается, – рассказывает преподаватель кружка робототехники Адлет Оспанов.
Взрослые часто сетуют: мол, не успеешь ребенку купить игрушку, как он ее уже разобрал, сломал. Порой родителям невдомек, что толкает малыша на это стремление к исследованию окружающего мира. Ломая очередную игрушку, он пытается понять, как она устроена, почему крутятся колесики и мигают лампочки. И чтобы он все осознал, стоит дать ему возможность заниматься техническим творчеством.
Полина ШКАРУБО
Фото Багдада АХМЕТБЕКОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77