Культура

Ирония судьбы без легкого пара: в Костанайском русском драмтеатре прошла премьера

Спектакль «Пока она умирала» стал дебютом нового главного режиссера Эдуарда Шахова

Представьте, что вам почти под пятьдесят. Личная жизнь не сложилась, а мама, прикованная к инвалидному креслу, готовится ко смерти. Что может быть в такой ситуации смешного и забавного?

Как оказалось, много. Пьесу «Пока она умирала», которая и легла в основу новой постановки русского театра, в 1995 году написала драматург Надежда Птушкина. Именно ей мы и обязаны за искрометный юмор даже в такой безнадежной ситуации.

События происходят под Новый год. Ирония судьбы и без бани помогает героям обрести человеческое счастье. Эта пьеса – сказка для взрослых, которую оценит внутренний наивный ребенок многих зрителей.

К сценариям Надежды Михайловны обращались театры Москвы, Ташкента, Самары, Магнитогорска, Екатеринбурга, Луганска и многих других городов. Побывав хотя бы на одном спектакле, поставленном по ее сценарию, вы осознаете почему. Это поняла и я.

Думаю, вы согласитесь, что рассмешить зрителя в театре довольно непросто. На театралов будто накладывается груз культурности и интеллигентности, и человек просто-напросто не может расслабиться. Кажется, что в театре намного органичнее страдать и сопереживать, чем беззаботно смеяться. Чтобы вывести зрителя из такого состояния, нужно очень постараться и драматургу, и режиссеру, и актерам.

Но это произведение позволило отбросить все предрассудки и не сдерживать эмоции. Без преувеличения хохотал весь зал. Ирония, игра слов и неожиданная развязка некоторых ситуаций сражали наповал.

Комедия – один из самых сложных жанров, который требует от артистов высокого мастерства. Большая часть юмора легла на плечи Любови Ивановны Ромадиной. Она исполнила роль матери семейства. Беззастенчивость и излишняя искренность героини порождали массу неловких, но очень забавных ситуаций. Отыграны они были на “ура”.

В разговоре с «НК» главный режиссер Эдуард Шахов отметил, что восхищен работой Ромадиной.

– Она смогла выучить большой объем текста, находясь на протяжении всего спектакля на одном месте – в инвалидной коляске. Дело в том, что артисты зачастую запоминают текст, когда ходят ногами за счет мизансцен. А тут другое! – отметил Эдуард Зуфарович.

Режиссер выделил работу Ольги Муляк, Марии Миролюбовой и Виталия Одинца, который играл на сопротивление, то есть исполнил такую роль, под которую не особо подходил и внешне, и по темпераменту. Полное интервью с Эдуардом Шаховым о постановке, его номинации на “Золотую маску” и планах читайте здесь.

При просмотре спектакля меня не покидало ощущение домашнего уюта. Железные книжные полки, хаотично заставленные старыми томиками, словарями и атласами. Закрахмаленные салфетки и скатерти с воздушным узором. Шторы в дверных проемах и портреты ученых. Все это типичный образ родительского дома или квартиры бабушки. Все зависит от возраста читателей. Выбивался из общей картины лишь кожаный диван, но за трепетное внимание к остальным деталям типичного советского интерьера простим такую неточность художнику-постановщику.

По пьесе «Пока она умирала» Олег Янковский в 2000-м году снял фильм «Приходи на меня посмотреть». Это был его режиссерский дебют. Но в этом фильме, на мой взгляд, нет того самого ощущения уюта. Напротив, холодная картинка, печальные интонации, даже одни и те же шутки вызывают лишь грусть. Этот фильм прекрасен по-своему, но в нем нет того оптимизма, что чувствуется в постановке костанайского драмтеатра.

Спектакль будут показывать с 24 по 26 февраля, сходить на постановку можно будет и позже. Следите за афишей!

«НК» узнал также о грядущих планах театра. Директор Юрий Ивлев сказал, что в апреле костанайцы смогут увидеть еще одну премьеру – «Невольницы» по пьесе Николая Островского. Режиссером выступит выпускница ГИТИСа Евгения ТикиДжи-Хамбурьян.

– На оставшийся сезон, кроме “Невольниц”, мы ничего такого не планируем. И так у нас было немало премьер. Но сейчас я уже начинаю договариваться с режиссерами из Казахстана и России на сотрудничество в 102-м сезоне. Многие знают о нашем театре и хотят поработать именно в Костанае. Это очень приятно и ответственно для нас, – поделился с «НК» Юрий Иванович.

Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77