COVID-2019
в Казахстане



Вся информация здесь

102736

Выздоровевших

107775

Зарегистрированных случаев

3483

Зарегистрированных случаев в Костанайской области

1699

Летальных случаев

Наш Костанай

К пассажирам – с душой

Костанайский автовокзал отметил 35-летний юбилей


За это время изменилось многое, но незыблемым осталось одно – коллективный дух тех, кто здесь работает долгие годы.
Романтику этого места не спутаешь ни с чем – тревога ожидания, царящая в воздухе, слезы долгожданной встречи, прогулки по вокзальним бутикам… Но начиналось все совсем не так.

В 1984 году, когда здание нового автовокзала только открывалось, оно поразило своими масштабами, ведь в старом помещении пропускная способность была значительно меньше. А современный автовокзал способен обслуживать 800 человек в час.

Галим Омаров пришел работать сюда в 2001 году, когда предприятие уже полностью находилось в частных руках. Тогда главный инженер, а сейчас уже пенсионер, рассказывает – проблем было много: протекала крыша, плохо работало отопление…

— Сейчас, конечно, скучаю по работе. Приятно осознавать, что многое здесь делалось при моем участии, – признается Галим Омаров. – Была масса проблем, все решили постепенно. Приходилось практически начинать с нуля, все было в запущенном состоянии. В первую очередь полностью перекрыли крышу. Сейчас здесь красиво, уютно. Я проработал 18,5 лет.

Многие из работников считают автовокзал своей жизнью, и даже после выхода на пенсию продолжают жить его проблемами и радостями. Любовь Амонич на пенсии уже шесть лет, но все праздники проводит с любимым коллективом. На заслуженный отдых ушла с должности директора. Именно ей удалось с 1984 года сохранить ключ, символизирующий открытие здания.

— Проработала со старого автовокзала – с 1971 года, – рассказывает Любовь Павловна. – Прошла все – была кассиром, посадочным контролером, дежурной по автовокзалу, старшим диспетчером… Когда перешли в новое здание, была начальником костанайского автовокзала, потом инженером по перевозкам. Затем меня повысили до замдиректора, а позже стала директором. Когда окончила техникум, думала, всю жизнь буду работать диспетчером, но жизнь повернулась по-другому.

Женщина вспоминает: когда открывали автовокзал, пассажиропоток доходил до 7000 человек в день. Потом становилось все меньше и меньше. Шло сокращение маршрутов. Руководство автовокзала делало все, чтобы вернуть водителей. В 2013 году проходило около трех-четырех тысяч человек в день. Тогда же, в октябре, был миллионный пассажир за год.

— В застойные времена автовокзал выживал только за счет российских маршрутов. Меня здесь никогда не забывают, автовокзал даже снится, – смеется пенсионерка. – Была в столице на автовокзале, он намного меньше. Наш вокзал уютнее. Я довольна, что фасад сохранился. Учредители все делают для пассажиров.

Сейчас автовокзал функционирует, несмотря на трудности. Однако пассажиропоток заметно снизился. Если еще пару лет назад к кассам было не протолкнуться, сейчас здесь свободно и тихо. Сыграло свою роль и приобретение терминалов для продажи билетов, и возможность покупки электронных проездных документов. Старший кассир Роза Сакау объясняет: хоть нагрузка и снизилась, все же хотелось бы обслуживать больше пассажиров.

— Самая главная наша задача – грамотная работа с пассажирами, – делится она. – Нужно все правильно объяснить, рассказать. Много вопросов задают. Главное качество в нашей профессии – сдержанность, ведь люди бывают разные. Хотелось бы побольше пассажиров. Я сама езжу на автобусе, считаю, что так безопаснее.

О главной проблеме автовокзала – нелегальных перевозчиках – подробно рассказал и. о. директора Есен Нурмагамбетов. По его словам, таксисты, набирающие людей прямо у ворот автовокзала, не могут дать никаких гарантий безопасности, тогда как их водители регулярно проходят медосмотр, да и техническое состояние транспорта постоянно находится под контролем.

— Деятельность нелегальных перевозчиков никем не регулируется – ни местными исполнительными органами, ни полицией, ни транспортными органами, – говорит Нурмагамбетов. – Они в любое время могут подъехать, набрать пассажиров, не платя налоги, не проходя техосмотр и так далее. Никаких разрешающих документов у них нет, поэтому гарантии безопасности никакой. Акимат требует от перевозчиков улучшения автобусных парков, но на данный момент тариф очень низок, поэтому нет такой возможности. Самое главное, что мы можем предложить в противовес нелегалам, – это безопасность. Наши водители постоянно проходят медицинский осмотр, они не выедут с повышенным давлением, с головными болями… Техосмотр обязателен – с каждой точки выезда автобус проверяют, механик ставит пометку.

На сегодняшний день автовокзал находится не в лучшем экономическом состоянии, как такового дохода нет.

Еще одна проблема – отсутствие привокзальной площади. Раньше была площадка, куда могли подъехать машины, общественный транспорт, но потом эта земля перешла в частные руки. Руководство автовокзала пишет письма, в ответ получает обещания, но пока этот вопрос завис в воздухе.

Ежедневный пассажиропоток составляет 1500–2000 человек. За 2018 год перевезли 650 тысяч человек. Если сравнивать с 2012 годом, то до этого времени встречали и провожали по миллиону человек. Автовокзал находится в частных руках, поэтому финансируется только за счет собственных средств учредителя. Тем не менее, по техническому оснащению он не только не отстает от требований современности, но и обгоняет многие аналогичные предприятия по стране. За происходящим круглосуточно следят 36 видео­камер, вся территория автовокзала охраняется.

— У нас есть сайт, где можно приобрести электронные билеты, – рассказывает и. о. директора. – В какой-то мере это разгрузило очередность. Так как мы живем в XXI веке, это очень актуально, гораздо удобнее молодежи. К сокращению кассиров это не привело, работаем в прежнем режиме. Штат на сегодня составляет 98 человек, все с душой подходят к обслуживанию пассажиров.

С 2014 года вышли новые стандарты, которым должны соответствовать автовокзалы. Таких подходящих по всем 33 пунктам всего два – в Костанае и в Алматы. Общая площадь нашего автовокзала – четыре гектара, а здания – 5000 кв. м. В день работает семь кассиров. Есть буфет, туалет, душевые – все выглядит вполне презентабельно и подходит для того, чтобы пассажиры и водители после дороги могли отдохнуть. В день проходит 120–125 рейсов.

На территории автовокзала есть детская комната, где мать с маленьким ребенком может дождаться своего рейса. Здесь пассажир может пробыть до трех дней. Комната обустроена так, что не отличить от родного дома, – здесь и спальные места, и ванна для ребенка… Кроме того, на стенах красуются яркие персонажи из мульт­фильмов. Есть и комнаты, где с комфортом могут отдохнуть водители после долгих рейсов.

— Это мое детище, мне нравится здесь работать, – рассказывает учредитель Ботагоз Бопатаева. – Сейчас такое время, что закрываются целые автовокзалы, а мы живем. У нас коллектив подобрался тот, который желает работать. Правда, молодежь надолго не задерживается – напряженный график. Все стараемся делать для пассажиров. Постоянно поддерживаем в идеальном состоянии клумбы, зеленые насаждения, чтобы людям было приятно сюда приезжать.

В целом автовокзал, несмотря на трудности, продолжает жить. Архитектуру здания всеми силами пытаются сохранить, как снаружи, так и внутри. Возможно, именно поэтому здесь по-прежнему остается самобытная атмосфера, позволяющая пассажирам хоть ненадолго оторваться от повседневной суеты…

Алина СУШКО
Фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77