ЖКХ Наш город

Каково состояние снежных полигонов и как они влияют на экосистему?

Ответы на эти вопросы пытались найти журналисты «НК».

В Костанае действуют четыре полигона, куда вывозят снег: в жилом массиве «Дружба», в районе химзавода, по ул. 40 лет Октября между Киевским и Узкой колеей, а также по ул. Станционной. Как раз на последний снег вывозить могут только подрядчики, на остальные – все желающие. На 24 февраля, по данным отдела ЖКХ, сюда было вывезено 337 тысяч кубометров осадков. Это совсем немного. Но здесь стоит учесть, что последняя неделя была с осадками, значит, снега еще прибавилось.

СНЕГ И НЕ ТОЛЬКО

Корреспонденты «НК» ежегодно выезжают на полигоны в рейды, поэтому нам есть с чем сравнивать. Например, в прошлом году площади были заполнены огромными белыми насыпями, снежные валуны заполнили территорию уже в середине зимы.
В этом году наше снежное обследование началось с полигона, расположенного в жилом массиве «Дружба». Это вотчина ТОО «Конгломерат.KZ». И во время нашего приезда там выгружался КамАЗ данной организации. Водитель, увидев журналистов, вышел из машины и подошел к нам.

– Вы сфотографируйте кучу мусора, который сюда вывезли какие-то недобросовестные граждане! Кровати, диваны! А ведь этот полигон для снега! – ругался мужчина.

Неравнодушный сотрудник даже представил нам факты нарушения – действительно, под снегом виднелись остатки мебели… Костанайцам проще выбросить отходы бесплатно, ведь на специализированном полигоне ТБО за это придется платить. В этом отношении есть четкие требования и нормы, которые следует соблюдать при вывозе и утилизации. Складирование снега с городских улиц в Казахстане тоже регулируется нормативными документами, такими как типовые Правила благоустройства территорий городов и населенных пунктов. В ТП по организации мероприятий по проведению уборки в зимний период по Костанайской области от 15 марта 2017 года сказано, что допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии обеспечения сохранности зеленых насаждений и оттока талых вод. В современном мире для последнего используется ливневая канализация. С этим пунктом у нас туго, потому что система ливневок только развивается, чаще талые воды просто высыхают, впитываются в почву или утекают в поля.

Наши полигоны для складирования снега – это просто ровные площадки. В Астане, к примеру, функционируют несколько оборудованных снежных полигонов, оснащенных системами считывания номерных знаков техники камерами видеонаблюдения и освещением, что способствует эффективному контролю за вывозом и складированием осадков.

Костанайским площадкам для снега не помешал бы наблюдатель-охранник. На полигоне, расположенном на ул. Станционной, корреспонденты, помимо снега, обнаружили свалку из десятков шин и строительного мусора. Территориально полигон ближе к подрядчику ТОО «КапиталГруппСоюз». Видимо, из-за отдаленности от населенных улиц и отсутствия активной жизни избавиться здесь от своего мусора проще всего.

Еще два полигона расположены в районе химзавода и по ул. 40 лет Октября между Киевским и Узкой колеей. Первый открыли недавно, он ничем не примечателен, второй – знаменитый в Костанае. После зимы туда ездят на субботники – некоторые горожане решили, что полигон мусорный и возят туда ТБО и не только.

НУЖНЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Еще один важный вопрос, который поднимают горожане, – соль. Она входит в состав противогололедных материалов, следует уделить внимание и антропогенному воздействию.

Экологи и не только твердят, что пескосоляная смесь вредит флоре и фауне, подрядчики утверждают, что она безопасна, так как намешивают ее в соотношении 20% (соль аральская) на 80% (песок).

Корреспонденты «НК» выяснили, занимаются ли изучением этого вопроса местные ведомства. Сначала спросили в департаменте экологии, проводят ли они анализ снега или почвы на территории города или снежных полигонов, следят ли за их состоянием.

– Снежные полигоны нами не курируются. Анализ почвы проводится после таяния снега по ул. Тәуелсіздік. В прошлом году засоление не выявили. В реке изменений солевого состава не фиксировалось. Качество воды характерно для данного периода года, – ответили в ведомстве.

В департаменте санитарно-эпидемиологического контроля Костанайской области проинформировали, что данный вопрос не в их зоне ответственности.

В конце февраля на площадке РСК проходил брифинг на тему подготовки к паводковому периоду 2025 года. На нем присутствовали представители ДЧС Костанайской области, РГУ «Тобол-Торгайская бассейновая инспекция», филиала «Казгидромет», а также КФ «Казводхоз». «НК» задал специалистам вопросы о снежных полигонах, ведь они тоже могут оказывать воздействие на паводки. К примеру, люди, проживающие на дачах «Текстильщик», уверены, что кучи снега, образованные недалеко от них, влияют на подтопление садовых домиков и на качество урожая из-за соли. Прошлой весной по узеньким улочкам этого общества бежали мощные потоки, там дежурили спасатели. Представители всех вышеперечисленных органов заявили, что это не в их компетенции.

Свое мнение по этому вопросу высказал химик-­аналитик, магистр экологии и природопользования Артем Богданов, он как раз проживает в СО «Текстильщик 1».

– По составу техническая соль практически не отличается от поваренной, но даже последняя способна навредить человеку при высокой концентрации, – считает Богданов. – Вред от соли, когда ею посыпают дороги и тротуары, выражается в следующем: наносится ущерб автомобильным шинам и металлическим деталям (главным образом подвеске и кузову), повреждается обувь и верхняя одежда пешеходов, загрязняется грунт, что может привести к гибели произрастающих поблизости деревьев и кустарников. Наносится вред фауне, в том числе домашним животным (в основном собакам, получающим ожоги лап от длительного контакта с соляными реагентами). Загрязняются грунтовые воды и ближайшие водоемы.

Специалист говорит, что степень вреда напрямую зависит от концентрации применяемых соляных реагентов. Если она минимальна – вред практически сводится к нулю, а при превышении установленных норм дают о себе знать все вышеописанные проблемы.

– По моему мнению, для снижения негативного эффекта от использования технической соли можно применить следующие меры: смешать противогололедными материалами специальные компенсирующие добавки. Можно подмешивать мраморную или гранитную крошку, дополнительно улучшающую сцепку с дорожным покрытием. Но в данном случае придется позаботиться об утилизации ПГМ после таяния льда, так как минеральные фракции, в отличие от хлорида натрия, не растворяются и не испаряются. В развитых странах от использования солей и прочей химии отказались давно, считая это неэкологичным методом, вместо этого посыпают дороги гранитной или мраморной крошкой, – акцентирует специалист.

На мрамор в бюджете города денег нет, да и на дорогостоящие реагенты.

– У нас есть территория в районе аэропорта, где по соседству находится асфальтобетонный завод, там мы складируем снег, который вывозим с улиц города. Место пустует, поэтому используем его как снежный полигон. Я научной степени по биологии не имею, но могу сказать, что та соль, которая используется нами на дороге, – природная, это не составляющее какого-то реагента. Это соль из Аральска, оттуда идут все поставки, она не может портить флору, – возразил заместитель директора ТОО «АБЗ плюс» Валентин Шиляев. – Если судить по нашему полигону, летом там все бурьяном зарастает, трава замечательно растет, значит, никакого воздействия на почву нет. Наверное, если бы соли попадали в водоемы, был бы вред. Но мое субъективное мнение, что природная соль явно не оказывает критического воздействия на флору и фауну. По поводу того, что машины гниют, обувь портится. Ухаживать надо чаще, все-таки зима.

О РЕКЕ

Последний раз в пойме Тобола находили несанкционированную снежную свалку в марте 2021 года. Сотрудники Тобол-Торгайской бассейновой инспекции задержали водителей одной из подрядных организаций города на Гагаринской плотине.

Машины тогда выгружали снег буквально в трех метра от реки. Специалисты говорили, что любая деятельность на территории водоохранной полосы (от жилого массива до реки) запрещена. А снег, смешанный с солью и песком, может навредить речной экосистеме. От концентрации хлорида натрия в воде погибнут рыбы. Рабочих предупредили, что впредь вывозить сюда осадки нельзя. Подрядчика оштрафовали, он, к слову, в Костанае сегодня уже не работает.

– Больше подобных фактов мы не фиксировали. Акимат сам выбирает и определяет место для складирования снега. Согласно статье 125 Водного кодекса РК, в водоохранных зонах и полосах запрещается размещение полигонов для захоронения отходов, включая снежные полигоны, так как это может негативно повлиять на состояние водных объектов. В Костанае эти правила не нарушены, – заметил руководитель РГУ «Тобол-Торгайская бассейновая инспекция» Алмат Абжанов.

В целом специалисты отдела ЖКХ заверяют: вопрос использования пескосоляной смеси был изучен, она безопасна. Да и перенести снежные полигоны в Костанае некуда, дополнительных территорий для складирования не имеется.

Полина ЦИММЕР,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77