Проектировщики объяснили, зачем около ТРЦ «Kostanay Plaza» нужен надземный переход
Ничто за последнее время не вызывало столько споров, сколько выпало на долю надземки в новых микрорайонах по пр. Назарбаева. Людей смутила и стоимость работ, и само появление в этом месте моста и, конечно, выходящий из строя лифт. Если насчет последнего пункта все однозначно – подъемник нужно скорее приводить в порядок, иначе маломобильным гражданам в этот район путь закрыт, то насчет двух первых лучше всего обратиться к экспертам, чтобы не разводить болтовню на пустом месте.
Можно ли было обойтись без строительства надземного перехода? Насколько этот вариант сегодня вписывается в городскую среду Костаная? На эти и другие вопросы «НК» ответили и расставили все точки над «і» руководители ТОО «Строн-Холдинг» Нурлан Тайжанов и Вадим Мацковяк. Именно эта компания разрабатывала проект надземки, поэтому наши спикеры более чем знакомы с ситуацией.
– Как вы вообще относитесь к строительству переходов – надземных и подземных? Насколько это хороший вариант для городской среды?
В.М.: – Когда проектируется новый город, то решение строить подземки и надземки – это плохо. А когда уже существует среда, дороги, развязки, то это самое оптимальное решение. Другого, более эффективного, варианта нет. К примеру, в Алматы за 2012-2015 годы построили 43 надземки, потому что город стал по максимуму насыщаться жителями, поток людей и транспорта увеличивается. Мировая практика показывает, что есть определенные законы использования городской среды. Они либо изначально закладываются в генеральный план развития, где все эти моменты учитываются специалистами, либо это все реализуется в дальнейшем.
– Считаете ли вы установку нашумевшего надземного перехода по пр. Назарбаева правильным решением?
В.М.: – В этом месте, образно говоря, нужно было устранить конфликт пешеходов и водителей. Наши власти с участием команды специалистов выбрали вариант установки надземного пешеходного перехода. И я считаю это единственно верным решением в данных условиях. В этом месте сходятся две объездные дороги, здесь же центральный въезд в город, по которому проходит как легковой пассажирский транспорт, так и грузовой. Этот транспортный узел очень напряженный. Для того чтобы разгрузить трафик, решили строить надземку. Это решение дальновидное, поскольку район развивается: здесь находится расширяющийся ТРЦ, Дворец молодежи, новые микрорайоны, строится вторая школа, будет Ледовый дворец. Самый безопасный способ перейти дорогу в таком оживленном месте – надземный или подземный переходы.
– А почему здесь нельзя было поставить светофор с кнопкой? Многие костанайцы хотели бы именно этого.
В.М.: – Светофор с кнопкой – это, в общем, отличное решение. Освещенный переход, кнопка, плюс пешеходная «зебра», шумовая полоса, «лежачий полицейский» перед переходом – все эти мероприятия хороши. Но! Точно так же, как у нас куртка подходит под разные погодные условия, и эти мероприятия хороши для одних участков, но плохи для других. Все зависит от трафика, загрузки, строения дороги. Изучая данный участок, я провел анализ. Утром, когда люди собираются на работу, начиная с 7:30 и до 8:30, поток на остановку не иссякает. Идут как с левого, так и с правого края. Главная проблема возникает, когда примерно с 18:15 до 20:00 народ начинает возвращаться домой с работы, учебы и т.д. Все идут через «Плазу» и «Астыкжан». Основная масса высаживается именно здесь. И вы представьте, если тут бы стоял светофор с кнопкой, она бы горела постоянно! Как ехать автомобилистам? Это такое же необходимое решение, как переход на ЖД-вокзале. Там нет лифта, переход скользкий, небезопасный и открытый, однако на него не жалуются.
– Местные жители считают, что строительство надземки обошлось очень дорого бюджету. Расскажите, из чего складывается стоимость проекта?
Н.Т.: – Смета вышла из тех конструктивных решений, которые были заложены в проекте. Туда входит стоимость материалов, конструкций строительно-монтажных работ. Занизить или завысить общую сумму мы не можем и исходим из нормативных госрасценок. Нас проверяет госэкспертиза и смотрит, чтобы не было перекоса цены. Сами подумайте, если мы занизим стоимость, как подрядчик будет строить и разве хватит ему средств для строительных работ?
В.М.: – Есть еще одна особенность. На данном участке нестабильные, водонасыщенные грунты, поэтому мы делали основательные свайные фундаменты. Плюс данный объект является еще и архитектурным украшением. Он находится на въезде в город. Это, можно сказать, его лицо. Можно было бы поставить надземку за 120 млн, сделанную из бетона. Но что из этого бы вышло? Также переход должен был стилистически вписаться в облик данного микрорайона. Перед нами стояла задача применить материалы, которые уже использованы в соседних объектах. От Дворца молодежи мы взяли голубой цвет и цвет травертина, хотя изначально планировали сделать переход сверху золотым, как и подкова. И еще насчет цены: средняя стоимость надземок Алматы, построенных 5-8 лет назад, выше, чем затраты на наш переход. Поэтому сумма в 168 млн тенге – незаоблачно высокая, как кажется обывателю.
– Как получилось, что надземку построили с изъянами? Подрядчик отошел от проекта?
Н.Т.: –То, что у перехода есть проблемы, мы видим, и этим недовольны как проектная организация. Но строительство, в целом, выполнено по проекту. Существующие на данный момент проблемы – в компетенции заказчика и подрядчика: организация обслуживания и эксплуатации перехода. Еще один момент: в результате неправильного изготовления конструкции «жалюзи» в переход стала затекать вода во время дождя. «Жалюзи» там должны быть, чтобы в жару внутреннее пространство перехода проветривалось. Самая нижняя планка «жалюзи» должна выходить за конструкцию и выполнять роль слива, как на окнах. А в нашей ситуации верхние и нижняя части сделаны одинаковыми. То, что сейчас заказчик и подрядчик решили просто наглухо закрыть пленкой «жалюзи» на всю высоту, это ошибка, которую летом придется устранять. Насчет лифтов: на момент сдачи объекта они работали. Это сертифицированный подъемник для инвалидов производства «Могилевлифтмаш». Сейчас стоит вопрос о правильной его эксплуатациии обслуживании. Если кнопку лифтов вырвали вандалы, то заказчику стоит обратиться в полицию, пусть ищут виновных.
– У многих вызывает вопросы еще механизм работы лифта. Для чего нужно все время жать на кнопку? Ведь это неудобно.
Н.Т.: – Там установлен подъемник, который нужен для человека в коляске. То, что нужно держать кнопку, это для его же безопасности. Если что-то случилось, зацепилось колесо или провалилось в щели (они там есть, таков механизм), то «человек отпускает кнопку – лифт останавливается – человек устраняет неудобства». Еще раз повторюсь: эти лифты предназначены для подъема инвалидов-колясочников, и производитель предусмотрел именно такой механизм. Но этим лифтом могут пользоваться все, кто не может подняться по лестнице. Мы могли бы сделать помимо лифта дополнительные полозья, по которым можно было бы поднять чемодан, закатить велосипед или коляску. Но это привело бы к еще большему удорожанию объекта. Да и наличие лифтов снимает эту необходимость.
– Почему переход поставили далеко от остановки?
В.М.: – Ответ прост: мы как проектная компания разместили объект на земельном участке, который был предоставлен заказчиком. Когда мы задавали этот вопрос отделу ЖКХ, нам пояснили, что ближе к остановке проходит множество коммуникаций. Много кабелей связи, электричества и т.д. Их перенос вылился бы в серьезную сумму. Проще было бы остановку передвинуть к переходу, но не наоборот. Ну и, на самом деле, не так уж и далеко идти до перехода.
Н.Т.: – Возмущения по поводу проблемных моментов справедливые. Но нужен переход или нет – такой вопрос уже не стоит. Его построили и сделали это оправданно. Люди не сразу воспринимают новое и первое время зачастую болезненно реагируют. Тем более что переход в таком виде, – новое решение для нашего города. Мы надеемся, что вскоре все проблемы, связанные с эксплуатацией лифта, уладят и все будет нормально.
P.S. Мы проверили подъемник днем 4 ноября. Он работал, перед нами им воспользовался мужчина с коляской. Внутри мы увидели поломанные кнопки, оторванные инструкции…
Татьяна НАЗАРУК
Фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77