Наш город

Код нации

Юрты по древней технологии изготавливают в семье Санай

Секрет производства этнического жилища они передают от старшего к младшим. А свою первую юрту они привезли из Монголии.

Азей-апа ловко орудует ниткой, продевая ее в иглу и устанавливая лапку швейной машины на начало узора. Она – ответственная за пошив внутреннего убранства юрты. В этом у нее есть помощница – единственная среди семерых детей дочь Айнур. Санай-ата тем временем проверяет жерди купола – уыки – на прочность. Они должны быть гибкими, но надежными. Параллельно дает советы старшему сыну Мейрамбеку и младшему сыну Даркенбаю. Именно они теперь хранители древнего искусства изготовления юрт.

– Когда мы переехали из Монголии в 1992 году, привезли с собой оттуда юрту, – вспоминает Даркенбай Санай. – Все этнические казахи имеют там собственную юрту. Потому как летом выезжают на жайлау и живут до самой осени. Традицию ставить юрту мы сохранили и в Казахстане. Помню, каждое лето отец собирал ее. Мы росли в ней, вдыхая воздух с запахом разнотравья. Ну и, конечно, не обходилось без традиционного казахского жилища в Наурыз. Белоснежная юрта особенно радовала глаз весной.

Даркенбай вспоминает, как родители учили своих детей ставить и ремонтировать юрту.

Это ведь тоже целое искусство, без этих знаний неправильно собранная юрта может попросту завалиться.

– А после возникла идея наладить производство юрт. Вместе со старшим братом Мейрамбеком попросили разрешения и совета у родителей. Все параметры, по которым еще наши предки делали свой дом, они нам рассказали. Очень важно соблюдать древнюю технологию и пропорции. Иначе получается у кого-то шанырак слишком массивным, у другого слишком маленьким, а третьи и вовсе делают кереге из железа. Мы же делаем так, как делали казахи несколько веков назад, – рассказывает Даркенбай.

Первые изделия были, конечно, не идеальны. Мейрамбек и Даркенбай делали их в качестве макетов для школ. А после набили руку и с поддержкой родителей начали изготавливать полноценные юрты.

– Два года назад я взял льготный кредит по госпрограмме и закупил оборудование для производства юрт. В год мы готовы делать до 10 штук, есть и шести-, и восьми-, и даже двенадцатикрылые юрты. Правда, спрос невелик, в нашей области все больше хотят брать в аренду юрту на какие-то праздники. А производителю это не совсем выгодно. Но продаем юрты в другие регионы, в год где-то три штуки. На склад не работаем, потому что траты на изготовление и материал очень большие.

Несмотря на то, что большой прибыли бизнес не приносит, в семье Санай уверены: они обязаны продолжать дело предков.

– Юрта – это наша традиция, наш национальный код, – считает Даркенбай. – А шанырак – это символ единства всего народа Казахстана. Поэтому мы будем передавать это искусство потомкам. Пусть они помнят свои корни, верят, что под единым шаныраком в стране будут царить мир и стабильность.

Жанна КАЛИЕВА

Фото Багдада АХМЕТБНЕКОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77