Оренбург с Казахстаном связывает многое. Этот город был первой столицей Советского Казахстана
Именно в Оренбурге располагалась редакция независимой газеты «Казах», в числе основателей которой были наши земляки – Ахмет Байтурсынов и Миржакып Дулатов. Корреспондент «НК» побывала в старинном казачьем городе и увидела современные тенденции развития, которые можно перенять и для нашего региона.
Поездка была организована в рамках проекта #БольшеЧем30, ведь независимый Казахстан и Россию связывают дипломатические отношения уже 30 лет. В честь этой даты Россотрудничество в РК совместно с правительством Оренбургской области пригласило журналистов из приграничных регионов и столицы Казахстана для знакомства с Оренбуржьем.
Пуховая классика
Наверное, у каждого Оренбург в первую очередь ассоциируется с пуховым платком. Широкую известность он получил после того, как в 1958 году Людмила Зыкина исполнила песню с одноименным названием. Жители крупнейшего города Южного Урала гордятся своим знаменитым достоянием и активно продвигают его на международных выставках.
Скептики скажут, что оренбургский платок будет уместным только в бабушкином гардеробе. Отнюдь! Что вы скажете о платке, расшитом кристаллами Swarovski или натуральным жемчугом с добавлением шелка? А о чуде цвета Тиффани или засушенной розы? Такую прелесть захочется примерить любой моднице, не так ли?
Оренбургские пуховницы могут похвастаться производством полного цикла. То есть они сами выращивают коз специальной породы, обрабатывают шерсть, изготавливают пряжу и конечный продукт! Например, мы побывали на семейной ферме Фаиля и Альбины Абсалямовых. Отец Фаиля занимался заготовкой пуха для фабрики оренбургских платков, а Альбина является вязальщицей в четвертом поколении. Дети супругов тоже продолжат семейное дело.
Сейчас Абсалямовы занимаются производством эксклюзивных платков ручной работы. В их компании трудятся 104 мастерицы-вязальщицы.
– А на ферме у нас более 2500 коз специальной оренбургской пуховой породы, только из их шерсти можно связать платок. У них самый тонкий пух в мире, а все благодаря климату Оренбуржья. В год мы перерабатываем до 5 тонн сырья, – рассказала Альбина Абсалямова.
Как оказалось, счесать козий пух можно только один раз в год – в феврале.
– Представляете, мы весь год выращиваем, ухаживаем за козочкой, чтобы получить лишь 300 грамм пуха. Этого хватит на два платка. Это к вопросу о том, почему товар такой дорогой, – поясняет владелица бизнеса.
Рождение платка (от пуха до готового изделия) занимает около 480 часов, то есть 20 суток. Альбина говорит, что бизнес мог стать убыточным, если бы не собственное сырье.
Кстати, эта кружевная красота является обязательной составляющей приданого оренбургской казахской невесты. Только в областном центре проживают более 10 тыс. казахов.
Горизонты открытий
Такое символичное название носит национальный туристский маршрут в Оренбуржье. Если говорить метафорично, то жители казачьего города открывают новые стороны своего края как для туристов, так и для себя.
Маршрут рассчитан всего на несколько дней, но раскрывает самые яркие акценты колоритных мест.
– Ежегодно мы принимаем более 1 млн туристов. У нас сохранилась историческая архитектура, в том числе и купеческие дома. Посетив город, можно одновременно побывать в Европе и Азии. Культура наполнена восточным колоритом, а туристические маршруты мы проводим на высоком европейском уровне, – рассказал генеральный директор «VisitOpen» Владимир Гетман.
Оренбург – больше, чем просто город, находящийся на двух континентах. Когда-то на территории области проживали племена сарматов, которые оставили огромное наследие – золотые украшения и орудия труда, искусно изготовленные кочевниками.
А в Соль-Илецке можно найти кусочек Израиля – соленые водоемы. Здесь расположен комплекс из шести озер, но наиболее соленым является Развал. Концентрация соли в нем составляет 320-340 г/л, тогда как в Мертвом море – 315 г/л.
Гордятся жители Южноуралья и своим заповедником «Оренбургский», где обитают знаменитые лошади Пржевальского. Сейчас их поголовье насчитывает около 90 особей, а все начиналось с 10. А обилие в заповеднике тюльпанов роднит его с нашим, Наурзумским Кстати, в обеих резервациях произрастает краснокнижный вид тюльпанов Шренка.
А вот чему бы стоило научиться нашим туроператорам и местным властям, так и этнотуризму. Он здесь развивается и набирает обороты.
– В Андреевском подворье можно окунуться в быт сельских жителей. Побаловать себя экологически чистыми продуктами и экзотикой по прабабушкиным рецептам. Здесь стоит посетить производство натурального мармелада и отведать его в дуэте с травяным чаем. Для погружения в атмосферу мы предлагаем туристам расположиться в деревянных домах. Говоря современным языком, Андреевское подворье – отличное место для проведения информационного детокса, – поделился руководитель Центра развития туризма Тимур Абдуллин.
У нас в области тоже есть прекрасная площадка, где можно развернуть этнотуризм – Тургайский край. Здесь и песчаные пустыни с собственным Кемером, и хранители многовековых традиций и обычаев среди местных жителей. Волшебное звездное небо степей, которое будет открываться взору сквозь шанырак юрты. Это сказочно звучит даже для нас, жителей Костанайской области. Представьте, какой бы это имело успех среди жителей других областей и ближнего зарубежья.
Сохраняя и создавая
Я заметила, что оренбуржцы очень бережно относятся к истории. Например, рядом со знаковым туристическим местом мостом «Европа-Азия» расположилась детская железная дорога, открытая еще в 1950 году. Другие члены нашей делегации прошли мимо, а я задержалась, поддавшись нежным воспоминаниям. Ведь в Костанае тоже было такое развлечение, мне еще довелось кататься на ней. Это было мини-государство, где девчонки и мальчишки могли ненадолго стать железнодорожниками. Жаль, что у нас ее не сохранили.
Еще меня вдохновил креативный подход соседей к изучению прошлого. Естественно, в каждом городе есть классические краеведческие музеи, где за стеклянными витринами хранятся ценные экспонаты. Но так иногда хочется посмотреть на историю по-новому. Такая мысль пришла и журналисту, кандидату исторических наук Игорю Храмову, который в течение двадцати лет собирал биографические коллекции о 30 известных земляках. А в 2020 году открыл галерею выдающихся оренбуржцев «Наши люди».
– Здесь можно осмотреть экспонаты, пощупать их и даже послушать. В музее нет смотрителей и экскурсоводов, зато есть голограммы героев галереи. В трех небольших залах у каждого персонажа свой интерактивный монитор, где можно послушать песни или посмотреть небольшие сюжеты. Здесь вы увидите подлинные документы, фотографии и личные предметы, – встретил нас автор проекта Игорь Храмов.
Лично я обожаю такие музеи, в подобных мне довелось побывать в Санкт-Петербурге, Париже, Алматы, но это место вызвало особый восторг. Это поистине что-то уникальное: здесь и автограф Юрия Шатунова, и работы художника Никаса Сафронова, и концертный пиджак поэта Юрия Энтина.
А ведь у нас тоже так можно! В фондах областных музеев сохранились, например, трость Ахмета Байтурсынова, письменный стол, рукописные очерки и другие личные вещи Ибрая Алтынсарина, но это все стоит за витриной, как бы образуя стену между историческими личностями и посетителями музея. А для сохранения культуры необходимо вести диалоги между историей и современностью, традициями и авангардом.
Екатерина БАЙНЯШЕВА,
фото автора
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77