Конструктивный диалог власти и общества всегда востребован

Конструктивный диалог власти и общества всегда востребован

Загрузка...


Первый республиканский Мажилис общественных советов: сверка часов состоялась

13 ноября в Астане произошло важное общественно-политическое событие, призванное подвести первые итоги деятельности общественных советов республики.

О его итогах мы беседуем с непосредственным участником этого форума, секретарем Общественного совета Костанайской области, политологом, кандидатом исторических наук Валерием Вишниченко.

— Валерий Георгиевич, несколько слов о предыстории и организаторах форума.

— Хочу напомнить, что общественные советы в республике были созданы в начале 2016 года в рамках практической реализации 99 шага Национального плана «100 конкретных шагов: современное государство для всех». Сегодня их в стране действует 229 как республиканского, так и местного уровней, в работе которых принимают участие 4055 человек. Причем 818 из них – представители НПО. Организатором проведения Первого Мажилиса выступило Министерство по делам религии и гражданского общества. В работе форума приняли участие заместитель председателя Сената Парламента Респуб­лики Бектас Бекназаров, заместитель Премьер-министра страны Ерболат Досаев, Министр по делам религии и гражданского общества Нурлан Ермекбаев, депутаты Парламента страны, непосредственные разработчики закона «Об общественных советах», а также представители самих общественных советов, НПО, госорганов и международных организаций. Кстати говоря, Костанайская делегация была на форуме одной из самых представительных.

— Какова была цель проведения этого мероприятия?

— Как было отмечено в начале нашей беседы, общественные советы в стране работают уже около двух лет. И было важно, не откладывая в долгий ящик, вместе собравшись, подвести первые итоги деятельности советов, обменяться опытом работы, обозначить болевые точки и попытаться найти пути их преодоления.

— И насколько это удалось?

— Прежде всего я бы отметил, что общественные советы — это совершенно новая форма взаимодействия общества и власти в нашей стране, призванная повысить прозрачность принятия государственных решений. Подчеркиваю, новая форма. И естественно, что за столь короткий срок отладить эту систему невозможно. Но главный вывод из встречи состоит в том, что все выступающие были едины во мнении, что общественные советы, несмотря на целый ряд недостатков и недочетов, уже сегодня выступают в качестве уникальных площадок для эффективной коммуникации. И это, согласитесь, очень важно. Поскольку с развитием демократических процессов в стране и необходимостью модернизации общественного сознания неуклонно растет и потребность в новых общественных форматах для обсуждения актуальных тем, которые волнуют наше общество. Конструктивный и уважительный диалог между представителями власти и гражданского общества всегда будет востребован. И общественные советы постепенно и уверенно начинают занимать свое особое место в жизни общества. Но не стоит торопить события. Плод, как говорится, должен созреть.

— Что выявила практика деятельности общественных советов. В чем были их ошибки, недочеты?

— Перед тем как говорить о недостатках, хочу подчеркнуть, что есть уже и положительный наработанный опыт, который был представлен на форуме. В частности, Общественного совета г. Алматы. Безусловно, есть и немало нареканий. В четырех областях республики общественные советы возглавили депутаты и даже секретари областных маслихатов, что, согласитесь, никак не вяжется с основной идеей создания советов. Все еще «сырым» остается Типовое положение об общественных советах. Не отлажены вопросы ротации членов советов, мало в составе советов молодежи – всего 1,1 процента. Более того, в 11 из 16 областных советов представителей молодежи вообще нет. Как свидетельствует опрос, проведенный накануне Казахстанским институтом стратегических исследований, ключевыми тезисами все еще низкой эффективности деятельности общественных советов являются следующие: низкий уровень доверия общественности к нынешнему составу общественных советов, неготовность общества к выражению активной гражданской позиции, в том числе и на площадках общественных советов, рекомендательный характер решений общественных советов, низкая степень понимания роли общественных советов у представителей государственных органов, дублирование функций советов с полномочиями маслихатов и подмена содержания института гражданского общества, отсутствие каналов финансирования и организационного обеспечения деятельности общественных советов.

— Очень важный вопрос – обеспечение публичности в деятельности общественных советов.

— На мой взгляд, этот вопрос чрезвычайно важен. И очень жаль, что мы и до настоящего времени не имеем своего сайта. Хотя наш веб-сайт, имеющийся на интернет-портале областного маслихата, касательно деятельности нашего общественного совета наряду с Алматинским, отмечен в числе лучших в стране. И, следовательно, мы не можем по-настоящему обеспечить обратную связь, да и детально, на системной основе информировать о нашей деятельности костанайцев. В этой связи неслучайно, что под сомнение ставится вопрос публичности и открытости в деятельности советов.

Могу сказать, что за прошедший со дня создания Общественного совета период мы в области провели 13 общественных слушаний по самым узловым, актуальным вопросам, 28 заседаний общественного совета и президиума, внесли целый ряд конкретных предложений в Парламент и Правительство страны, ряд которых в конечном итоге принят, и рассмотрели только в этом году около 160 проектов нормативных правовых актов.

Но кто об этом знает. Отсюда и имеющийся в обществе скептицизм о нашей деятельности, нет-нет, да и прорывающийся на страницах прессы. Но кое-что сегодня меняется к лучшему. В настоящее время в рамках страны разработан единый информационный ресурс KazKenes.kz, посвященный деятельности общественных советов и позволяющий изучать нарабатываемый в стране опыт.

— И последний вопрос. Чем завершилось заседание Мажилиса, какие приняты решения?

— По итогам проведения мажилиса принята соответствующаяся резолюция. Подчеркнута необходимость внесения изменений в действующее законодательство по процедурам избрания, ротации, сокращения уровня представительства государственных органов в составе советов, материально-техническому обеспечению их деятельности. Принято решение о необходимости проведения республиканского Мажилиса общественных советов не реже одного раза в два года, включения в государственный информационный заказ услуги по освещению деятельности советов. Кроме этого, предложено изучить возможность внедрения индикаторов деятельности общественных советов. Определен также ряд основополагающих направлений по повышению эффективности деятельности общественных советов. Одним словом, процесс дальнейшей «настройки» негосударственного общественного института в лице общественных советов будет продолжен.

И хотелось бы надеяться, что, крепко став на ноги, общественные советы на местах со временем действительно станут «народным региональным правительством», не считаться с мнением которого будет уже нельзя.

— Спасибо, Валерий Георгиевич, за ваши обстоятельные ответы. И успехов в вашей основной и общес­твенной деятельности.

Сергей БИРКЛЕ

Loading...

Создать профиль



Войдите в свою учетную запись