ЖКХ Наш город

Костанай пересматривает облик наружной рекламы

В областном центре проводится масштабная кампания по демонтажу устаревших и несанкционированных рекламных конструкций.

Каждый день, проходя по улицам, жители и гости города видят десятки рекламных щитов, баннеров и вывесок. В теории – это инструмент информации, продвижения и эстетики. На практике (в большинстве случаев) – печальное зрелище: выцветшие изображения, порванные полотна, нечитабельные шрифты и устаревший дизайн.

Почти на каждом аппаратном совещании аким Костаная Марат Жундубаев твердит одно и то же: «Город, который стремится к развитию, не может выглядеть так, будто время в нем остановилось».

– Наружная реклама – это не только коммерция, но и элемент городской культуры, часть визуальной идентичности, – подчеркивает Жундубаев.

В свою очередь руководитель городского отдела внутренней политики Олжас Дуйсеков рассказал, что на сегодняшний день в областном центре насчитывается более 200 объектов наружной рекламы, значительная часть из которых не соответствует установленным стандартам. Основные нарушения: неухоженные стойки, разрушенные бетонные основания, отсутствие ночной подсветки, поврежденные или выцветшие рекламные полотна.

С 2023 года аренда земельных участков под такие конструкции не продлевается, ведется активная претензионная и судебная работа.
За последние три года демонтированы 24 рекламные конструкции: в 2023 году – 1, в 2024 году – 13, с начала 2025 года – 10. Еще 15 конструкций находятся на стадии демонтажа.

ЧТО ВИДЯТ ЖИТЕЛИ

Депутат Костанайского областного маслихата Александра Сергазинова акцентировала внимание на том, что в Костанае нет ощущения, что ты в Казахстане. Реклама не отражает местную культуру, традиции.

– Все, что изображено на всевозможных конструкциях, должно учить чему-то, пропагандировать семейные ценности, знакомить жителей и гостей города с новыми лицами, которые добились успехов в той или иной сфере, – считает Сергазинова.

В пример депутат привела рекламный билборд, который был установлен по пр. Кобыланды батыра. Парадокс заключается в том, что на полотне был изображен американский пожарный, а не местный спасатель. На это же обратили внимание многие горожане. В соцсетях стали выражать недовольство. Мол, у нас своих героев хватает, зачем брать заграничных!

Ситуацию корреспондентам «НК» разъяснил Олжас Дуйсеков.

– Это была социальная реклама. Агентство отрабатывало с управлением ЧС. Утвердили один проект, но в ходе корректировки дизайнер решил улучшить картинку и заменил изображение. В итоге на форме пожарного разглядели американский флаг. Агентство сразу же исправило свою ошибку, это человеческий фактор, – резюмировал Дуйсеков.

Собеседник рассказал, что с рекламными вывесками, которые появляются на улицах города к государственным праздникам, все довольно просто – во всех городах Казахстана работают по единому брендбуку. Что касается остальной наружной рекламы, то местные власти никак не могут на это воздействовать. Главное – агентства должны следовать правилам, прописанным на законодательном уровне. К примеру, нельзя рекламировать алкоголь и сигареты.

– Одно время улицы заполонила реклама букмекерских контор. К нам обращались учителя школ и просили убрать ее, ведь такие вывески ничему хорошему не учат. В итоге нам удалось найти общий язык с рекламщиками – полотна со ставками исчезли, – привел пример руководитель отдела внутренней политики.

ОТ БАННЕРОВ ДО LED

Сейчас в Костанай зашла алматинская компания «Ақылды қала» («Умный город»), которая устанавливает LED-экраны. Три конструкции уже работают, еще три на стадии монтажа и подключения на главной артерии областного центра: ул. Тәуелсіздік – пр. Абая, ул. Гоголя – пр. Абая, пр. Аль-Фараби – пр. Абая. Также эта фирма устанавливает экран рядом с кольцевой развязкой Костанай – Тобыл.

Представитель компании, директор ТОО ABC Commercial Елшибек Таушев акцентировал внимание на том, что они ставят не просто LED-экраны. Эти современные конструкции являются навигатором.

– К примеру, на экране по ул. Тәуелсіздік, возле суда №2, указано, что до городского акимата столько то метров, отображается температура воздуха, время, – отмечает Таушев. – Основное внимание уделяется предупреждающим и информационным сообщениям. На экранах размещаем ролики по безопасности дорожного движения, например, «Осторожно – дети» и «Пристегните ремень». Социальная реклама касается и борьбы с наркопреступностью. Во время Оразы мы указывали время ауызашара.

По его словам, экраны работают круглосуточно, но имеют специальные настройки: днем используется яркий режим, а ночью включается более мягкий, чтобы не ослеплять водителей и пешеходов.Каждый рекламный ролик длится 8 секунд. Сейчас в эфире от 18 до 20 различных роликов, что, по мнению Таушева, говорит об активном интересе со стороны местного бизнеса.

– Это что-то новое и современное для Костаная. Экраны смотрятся эстетично и аккуратно, – считает он.

НА ЯЗЫКЕ ГОРОДА

Одной из первых компаний, начавших работу с LED-экранами, стало рекламное агентство «METKO». По словам руководителя Екатерины Скориковой, еще 3-4 года назад команда обратилась в акимат области с проектом по установке LED-экранов, вдохновляясь опытом Алматы и зарубежных городов.

– Нам хотелось, чтобы улицы Костаная стали такими же динамичными и современными, – отмечает Скорикова. – Сейчас к этим форматам подключаются и другие коллеги, ведь за счет наружки преображается город.

Собеседница, имеющая большой опыт в рекламной сфере, подчеркивает, что не все сразу могут позволить себе установить современные рекламные конструкции. Это очень дорого, а окупаемость – минимум два-три года.

Корреспонденты «НК» поинтересовались: агентствам предоставляют готовый материал или они сами разрабатывают дизайн?

Как оказалось, большинство рекламных макетов поступают уже в готовом виде. Однако, как говорит Скорикова, визуальное качество частных заказов уступает корпоративным брендам. У последних, как правило, работают опытные дизайнеры.

– Мы стараемся помогать и корректировать макеты, но не всегда это удается – некоторые предприниматели настаивают на своем и не прислушиваются к мнению специалистов. А ведь важно развивать визуальный вкус и понимать, что экономия на дизайне может обернуться потерей клиентов. Если хочется, чтобы реклама действительно работала, лучше доверить ее оформление профессионалам, – уверена она.

СТАВКА НА КУЛЬТУРНЫЙ КОД

По словам руководителя «METKO», в Костанае действует единый дизайн-код, который распространяется на конструкции, но не на содержание рекламы. Визуальный стиль объявлений остается на усмотрение бизнеса: крупные бренды используют собственные цветовые коды и графические элементы.

– В Алматы многие бренды активно применяют местный колорит, культурный код. Это делает рекламу узнаваемой и привлекательной, – говорит Скорикова.

Екатерина приводит в пример компанию «ДЕП»: они понимают, как должна работать реклама – делают акцент на своем логотипе и продукте. Выглядит лаконично и понятно, но при этом с интересным визуальным решением.

– Активно использует культурный код Kaspi Bank. К рекламе привлекаются казахстанские звезды, спортсмены. Смотрится все колоритно и патриотично, — подчеркивает специалист.

В то же время Екатерина отмечает, что чаще всего для рекламы, в частности социальной, используются изображения, которые есть в открытом доступе.

– Например, для баннера с пожарными вполне можно было бы сделать фото с нашими людьми. Но в городе фоторепортаж не так сильно развит, а если у заказчика нет бюджета, то он и ищет, чем можно заменить, где взять бесплатно, – размышляет собеседница.

Наряду с этим приятно порадовало Екатерину, как город отработал с наружной рекламой ко Дню Победы.

– Нам всем заранее сделали рассылку брендбука и четкие правила по размещению – и мы все отработали в едином стиле. Было понятно, что и как делать. Цвет, шрифт, композиция – все было выдержано. Акимат в этом плане сработал отлично. Город выглядел не аляписто, а стильно и продуманно. Это редкий, но очень хороший пример, как можно сделать наружную рекламу уместной, гармоничной и визуально цельной, – делится девушка.

В «METKO» рассказали, что несколько лет назад город запретил размещать на наружной рекламе поздравления с днем рождения и предложения руки. Но такие заявки поступают до сих пор.

– Это было правильным решением. Такие объявления, по сути, любительский контент. А он визуально не всегда выглядит корректно. Наружная реклама все-таки должна оставаться профессиональной и соответствовать определенным стандартам, – говорят в рекламном агентстве.

Здесь уверены: статичная реклама пока останется, но за LED-экранами будущее. Их удобство, экономичность и экологичность очевидны: не нужно печатать на полотнах, нанимать людей для монтажа и т.д. Все обновляется мгновенно и дистанционно.

К слову, все, кто работает с наружной рекламой, должны помнить: улица – это лицо города, а реклама – его речь. И если мы хотим, чтобы она действительно привлекала как можно больше внимания и приносила результат, необходимо постоянно работать над визуальной частью. Это касается всего – от размера шрифта и цвета до композиции и подачи.

Валерия ВАХНЕНКО,
фото Ларисы БОЖКО

и предоставлено Елшибеком Таушевым


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77