Костанай и костанайцы

Костанайская кузница украшений

31 января во всем мире свой профессиональный праздник отмечают ювелиры

Поздравления в этот день будут принимать и костанайцы Евгений и Анастасия Кузины. 13 лет назад они открыли ювелирную компанию «Содалит» и создали свой мир украшений.

Международный день ювелира начали праздновать в 2008 году, тогда же появилась костанайская компания. Именно поэтому «НК» выбрал это предприятие, чтобы рассказать читателям о драгоценностях и их творцах.

Дело жизни

Первая мастерская компании появилась в здании торгового дома «АйнаLine» по ул. Амангельды, 72, на этом месте она располагается и по сей день, только уже в виде бутика. Здесь можно получить консультацию по поводу покупки украшения или изготовления своего собственного, аналога которому нет. А также сюда можно принести изделие на ремонт.

В офисе приемов заказа корреспондентов «НК» встретила Анастасия Кузина, которая рассказала, с чего производство начиналось, как развивалось и работает сегодня.

– В семье моего супруга все мужчины были талантливыми мастерами. Кто-то занимался резьбой по дереву, другим же представителям династии Кузиных больше нравилось работать с металлом, были и те, кто мастерил мебель. Евгений тоже рос творческим ребенком. Он с самого детства любил рисовать. На уроках муж постоянно что-то раскрашивал, выдумывал каких-то персонажей и чертил схемы новых изобретений. Бывало, что даже продавал друзьям картинки, которые они просили изобразить. Хорошая фантазия и умение рисовать пригодились мужу, когда он после армии стал работать подмастерьем в ювелирном цеху на Дальнем Востоке в городе Находка. Прожив некоторое время там, он вернулся в Костанай. И в 2008 году открыл собственную ювелирную мастерскую.

– Были ли в Костанае на момент создания компании подобные ювелирные организации? Как вы справлялись с конкуренцией, чем привлекали клиентов?

– Конечно, в городе были ювелиры, но мы первые устроили офис приема заказов отдельно от цеха и сделали сайт. Мы стараемся каждый год ставить новые цели и улучшать качество работы. Сейчас у нас трудоустроено 24 человека, все прекрасные люди и сотрудники, мы обучаем менеджеров, повышаем квалификации мастеров, расширяем ассортимент. Стараемся прорабатывать каждую мелочь и делаем все для того, чтобы заказчикам было максимально удобно с нами работать. Если человек остался чем-то недоволен, на этот случай у нас есть телефон доверия, по которому можно решить все волнующие вопросы.

Мы поддерживаем обратную связь с клиентами через наш инстаграм @sodalit_uvelir, изготавливая новую партию украшений, опираемся на предпочтения людей, публикуем опросы.

– Какие украшения в тренде в этом году? Что чаще всего заказывают?

– Сейчас в моде минимализм, геометрия, простые формы, объемные серьги и якорные цепи. Но и классика никогда не выходит из моды, ее заказывают постоянно. А еще нередко обращаются с просьбой изготовить реплику знаменитых брендов. Чаще всего заказывают цепочки, обручальные кольца и 3D украшения.

– Какие интересные изделия вам приносили на реставрацию? Случалось ли выполнять необычные заказы?

– Наши мастера реставрировали фамильные кольца и броши. С такими вещами всегда по-особенному приятно работать. Для человека изделие – это частичка истории его семьи. На самом деле, каждое украшение несет в себе красоту и какой-то смысл для его владельца, даже если оно без богатой истории. Но бывает и такое, что украшения надоедают и их приносят переплавить, тогда оно обретает другой смысл и приносит новую радость.

Из необычного изготавливали золотую флешку, коллары (мужское колье – прим. ред). Однажды делали серебряную курицу и золотое яйцо к ней с зернышками.

Работа для души

Пообщавшись с Анастасией, мы отправились в мастерскую, расположенную рядом с офисом. Здесь, в окружении лобзиков, напильников, паяльников, бормашины, плоскогубцев, горелки, дрели, молотков и пинцетов трудится Андрей Черных. Он работает в компании почти со дня основания, сейчас мастер занимается ремонтом украшений. Ему мы тоже задали пару вопросов.

– Как вы попали в «Содалит», была ли у вас какая-то тяга к ювелирному делу?

– Попал я в компанию случайно. У меня не было работы на протяжении нескольких месяцев, а мой товарищ, работавший здесь, позвал меня попробовать себя в ювелирном деле. Я быстро всему научился, около 6 лет изготавливал украшения, после стал заниматься ремонтом. Эта профессия пришлась мне по душе, хотя по образованию я техник-технолог машиностроительной отрасли. Кажется, что направления абсолютно разные, но обе работы требуют повышенной ответственности.

– Не приходилось терять бриллианты или портить дорогие кольца?

– Бриллианты не терял, но однажды во время шлифовки аппарат закрутил цепочку. 10 сантиметров восстановлению не подлежало. Объяснил клиенту ситуацию и купил ему новое изделие. Большего таких казусов не случалось.

– Какое самое дорогое изделие ремонтировали?

– Приносили усиливать браслет на часах с бриллиантами стоимостью 5-6 млн. тенге. В целом, работы у меня много, в день произвожу по 15-20 ремонтов.

От мастерской до производства

А мы направляемся в цех, где драгоценности проходят путь от рисунка до готового изделия. В ювелирной кузнице работой заправляет основатель «Содалита» Евгений Кузин.

– С какими драгоценными металлами вы работаете? Откуда поставляется материал?

– В основном при изготовлении украшений мы используем давальческий металл, то есть тот, что принес сам клиент. Мы принимаем его в обработку, очищаем и производим новое золотое или серебряное изделие. Самая практичная проба золота, которая долго носится, красиво выглядит и приемлемо стоит – 585. Она полюбилась людям еще со времен СССР, правда тогда ее нумерация была 583. Качество изделия зависит от завода изготовителя, а не страны производителя. Есть прекрасное турецкое золото и слабое итальянское, вопрос в доверии и привычке людей.

– А как дела обстоят с драгоценными камнями? С каким самым дорогим камнем приходилось работать вашим мастерам?

– Тут имеет значение страна, где камни добывались и обрабатывались. Натуральные камни очень капризны в ювелирном деле. Например, бриллиант – самый твердый камень по шкале Мооса (десятибалльная шкала относительной твердости поверхности минералов – прим. ред), но и хрупкий при этом. Топазы чувствительны к температуре и солнечному свету. А жемчуг со временем теряет свой вид. Нам поставляла бриллианты якутская компания, самый дорогой был в 1 карат, стоил 1 500 000 тенге.

– Какие методы производства используют в вашей организации?

– Ручная работа, литье из воска и 3D изготовление. Последнее раскрывает горизонты наших возможностей и желаний клиента. С помощью 3D мы можем восстановить вторую пару серег, сделать реплики на бренд, изготовить индивидуальные украшения. Например, многие хотят иметь обручальные кольца в особенном дизайне или перстень с символом рода, кулон с именем, браслет с фигурками детей. Все это можно качественно изготовить 3D методом, но этот вид работы дороже, чем, например, литье.
(Кстати, Евгения мы застали за подготовкой «восковой елки», как раз для будущего литья.)

– Я припаиваю десятки разных моделей украшений на стержень. После эту «елку» поместим в специальный стакан и зальем формовочной массой, дальше в печь на целый день. Когда стакан разогреется, и из него вытечет масса, останутся ровные очертания будущих украшений, дальше стакан отправят в литейную машину. Туда засыплем необходимый драгоценный металл. Расплавившись при температуре 1000 градусов, он растечется по подготовленным формам, и «елку» из стакана достанем уже не простую, а золотую или серебряную.

– Что происходит с заготовкой дальше?

– «Елку» разбирают мастера. А дальше они занимаются обработкой, вставкой камней и шлифовкой в соответствии с заказом клиента. Каждый выполняет определенную функцию. За передвижением металлов по цеху следит отдельный человек. Он подсчитывает, сколько металла мастер получил с утра и вернул ли в таком же весе в конце рабочего дня. Работа у мастеров нелегкая, а руки постоянно черные от металла, который нужно пилить, оттачивать, шлифовать, паять, иногда даже паяльная лампа пригождается. В общем, у нас здесь настоящая мини-кузница.

– Стоит ли вкладывать деньги в ювелирные украшения? Они будут расти или падать в цене со временем?

– Золото никогда не падает в цене, только растет, поэтому в него, однозначно, стоит вкладывать. Деньги на банковском счете – это такой невидимый вклад, а золото может еще помимо капитала подчеркнуть статус и создать стиль.

P.S: Сейчас компания активно готовится к 8 марта, а еще занимается изготовлением корпоративного заказа – серебряные значки для актеров Костанайского областного казахского театра драмы им. И. Омарова.

Полина ШКАРУБО,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77