Образование

Костанайские школьники выиграли серебро на международном фестивале робототехники «Roboland-2023»

Учащиеся физико-математического лицея – Роман Суворов и Владислав Тяпунов за 1 час 40 минут смогли создать и запрограммировать робота. Какого именно, как и для чего, ребята рассказали «НК».

Начнем с того, что Roboland – это крупнейший в Казахстане робототехнический проект, который включен в перечень олимпиад и конкурсов Министерства Просвещения РК. 3-4 ноября в Караганде участники, прошедшие отбор на местах, пробовали свои силы в VIII международном фестивале. За звание самых продвинутых и талантливых боролись 350 команд из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Грузии и России.

ВЗГЛЯД СНИЗУ

Роман и Владислав – ученики 4 «В» класса, заниматься робототехникой стали пару лет назад. Первого вдохновил старший брат – олимпиадник и 3D-моделист, второму просто было интересно. На «Roboland-2023» школьники соревновались в категории «Собери робота», у всех участников была одна задача.

– Мы должны были создать робота, который контролирует расстояние от глаз до монитора. Если вы приближаетесь к монитору слишком близко, он издает сигнал и поворачивает табло с надписью «близко», предупреждая, что нужно отодвинуться. Если нормальное расстояние, то на табло появляется значок «норма». Ну и если вы отодвинулись далеко, тоже «говорит» об этом, – рассказывает Владислав Тяпунов.

Роман продолжает.

– Робот считывает расстояние с помощью инфракрасного датчика, звуковой сигнал издает встроенный динамик, табло поворачивается при помощи среднего мотора. Чтобы он все это делал, мы его программировали. Впервые столкнулись с такой сложной программой. Вообще было дано три часа на выполнение задания, мы справились за 1 час 40 минут. Те, кто занял первое место – за 1 час. При этом мы получили одинаковое максимальное количество баллов, – сказал школьник.

Сам робот у всех команд мог выглядеть как угодно. Костанайцы отличились.

– Наш робот был без колес, потому что они не нужны, дали ведь задачу создать стационарное приспособление. Зачем другие участники крепили к нему колеса, мы не поняли, да еще и моторы большие ставили, – поделились наблюдением ребята.

ВЗГЛЯД СВЕРХУ

Школьники справлялись с заданием без помощи взрослых. Их руководитель – учитель информатики Александр Немцов сопровождал детей, однако по требованиям конкурса приближаться к ученикам было запрещено.

В кабинете STEM-лаборатории на столе Сан Саныча, как его называют в лицее, стоит домашняя метеостанция, собранная шестиклашками. Кругом ящики с наборами для робототехники, грамоты учеников. Роман и Влад здесь бывают часто.

– Им нравится заниматься, поэтому с удовольствием сюда бегают в свободное время. Помимо своих курсов, которые проходят по графику, они еще приходят и по субботам, когда я занимаюсь с продвинутыми ребятами разных возрастов. У нас в робототехнике есть базисный план, который должен выдаваться каждому ученику обязательно. И вариативная часть – по желанию, – рассказывает Александр Немцов.

В ФМЛ эта тема стала внедряться с 2015 года, когда школы города вступили в эксперимент по ранней профилизации учеников. Сан Саныч тогда был лаборантом кабинета физики, а бывший директор лицея Сергей Петрович Богданчиков посчитал, что Немцов справится с новым направлением и отправил его на курсы инженерного дизайна.

– Это работа в графической программе по созданию 3D-объектов, но направленных именно на инженерию. То есть не просто каких-то человечков изображать, а учитывать детали. Проект сначала планировали внедрять только в инновационных школах, но директора других учебных заведений немного возмутились, и тогда решили ввести его во всех организациях образования. С тех пор в нем остались всего 2-3 школы. Ранняя профилизация шла со скрипом, но сейчас вроде как сдвинулась с мертвой точки, и в робототехнике начинает развиваться, – говорит учитель.

В робототехнике важное значение играют желание и мотивация. К слову, та же домашняя метеостанция, маленькая коробочка, стоит денег.

– В ней установлены датчики углекислого газа, температуры и влажности. А также компьютер, который все это обрабатывает и выводит на экран. Все это заказывали на китайском маркетплейсе. Этот проект обошелся детям около 8 тысяч тенге. Но это еще цветочки, у нас были ребята, правда, они уже выпустились, которые вложили в разработку почти 700 тысяч тенге. Финансировали все родители. Но потом ученики выиграли в конкурсе, им подарили сертификат на 2,5 млн тенге, и затраты окупились. Сейчас звездные выпускники учатся по направлению инженерии и программирования, летом приедут и будут дорабатывать свой проект, – заключил педагог.

Полина ШКАРУБО,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77