Культура

«Маленькие трагедии» представили в Костанайском областном русском драмтеатре

В основе спектакля лежат две пьесы Александра Пушкина — «Моцарт и Сальери» и «Каменный гость».

Постановка не в классическом варианте, но режиссеру Роману Охлопкову удалось сохранить пушкинский слог, а современная интерпретация, наоборот, украсила картину и придала ей определенный шарм. Откровенные сцены не отталкивали, а хорошо дополняли сюжет и раскрывали главных героев. Но обо всём по порядку.

Премьера спектакля состоялась 15 ноября. Режиссер-постановщик Роман Охлопков — выпускник ГИТИСа. «Маленькие трагедии» были поставлены им в 2023 году в театре драмы им. В. Ф. Комиссаржевской в городе Уссурийск. С костанайским драмтеатром он работал впервые.

В постановке переплетаются две истории, обе очень поучительные. В первой нам рассказывают о двух композиторах и их взаимоотношениях. Сальери и Моцарт долгое время были хорошими друзьями, оба творили и жили жаждой писать. Как часто это бывает, творческие люди делятся идеями с единомышленниками, обсуждают насущное, нередко говорят о своих успехах.

Из спектакля мы узнаем, что в какой-то момент Сальери начинает завидовать Моцарту, и зависть с каждым днем растет в нём, пожирая его изнутри. Успехи товарища порождают в нём ненависть к старому другу и, как оказалось, горькую обиду за невозможность повторить и превзойти его результаты. Вместо того чтобы стремиться к большему и работать, он решает пойти по коварному пути — убрать с дороги конкурента. В момент отчаяния уже ничто не останавливает его.

На первый взгляд кажется, что сцена довольно простая и понятная. Но когда начинаешь обдумывать её, рассматривать со всех сторон, понимаешь, насколько опасно бессилие человека, какие ужасные последствия могут быть, когда в погоне за целью ты не видишь никого и ничего на своём пути. Сразу возникают мысли: а насколько ли сладок этот мимолётный вкус победы? Стоит ли он этого?

Если вначале сразу думается о том, как подло поступил Сальери, то вслед за этим приходит осознание: он просто несчастный человек, который не смог справиться с собственным бессилием. Но делает ли это его плохим человеком? Ведь в жизни каждого есть такой период, когда всё будто валится из рук, когда сомневаешься в собственных силах. Важно в такой ситуации найти правильный выход.

Вторая история разворачивается вокруг известного соблазнителя Дона Гуана. Здесь автор хочет донести до зрителя, насколько наше безрассудство и уверенность в том, что судный день не наступит, способны привести к необратимым последствиям. Когда человек не боится разрушить свою жизнь, он начинает разрушать судьбы других людей, тянет их за собой в пропасть. Здесь опять же напрашивается вопрос: готов ли человек потерять всё на самом деле?

На протяжении двух повествований на сцене стояло пианино. Во второй истории оно выполняло роль могильного камня. Но корреспондент «НК» воспринимал его по-своему — для нас это был шкаф, в котором мы храним наши секреты, прячем наши грехи и деяния. Об этом как бы свидетельствовали отпечатки рук, которые актёры оставляли внутри крышки — следы, которые не видны лишним глазам, но заметны для нас.

Спектакль очень чувственный и глубокий. В нём затрагиваются сразу несколько важных тем: добра и зла, жизни и смерти, греха и раскаяния…

Особенно понравилось то, как раскрыли всех персонажей. Зрители смогли узнать о тайне каждого.

Помимо этого, невозможно не акцентировать внимание на хореографии, насыщенности пластики в номере. Примечательно, что каждое движение полностью и неразрывно связано с тем, о чём герои хотят рассказать нам. Такая гармония создаёт целостную картину и идеально отражает происходящее.

В аннотации говорится: в постановке не навешиваются ярлыки на главных героев, нет деления на плохих и хороших. В конце мы приходим к выводу, что в каждом из нас есть Моцарт, Сальери и Дон Гуан.

«Маленькие трагедии» — третий спектакль в театре, поставленный выпускниками ГИТИС при поддержке фонда президентских грантов.
Отметим, что с работой российских режиссёров поменялись и сами постановки — они стали более смелыми и открытыми. Это заметили и зрители.

Кристина ФРИТЦ, фото Даниила ТЕТЕРУКА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77