Костанай и костанайцы

Мраморная говядина местного производства

Как в Костанае прижились австралийские технологии, американские быки, и что из этого вышло…

В 130 километрах от областного центра в Карабалыкском районе расположилась откормочная площадка «Терра». Здесь занимаются выращиванием мясных пород КРС, и это лишь одно из звеньев цепочки, благодаря которой наш регион может похвастать наличием собственной мраморной говядины.

Все начинается с АгроХолдинга «Зерновая Индустрия», который включает в себя пять основных подразделений полного цикла производства элитного мяса. От посевных полей, зерноперерабатывающего сектора, репродукторов и откормочных площадок до точек продаж. Подробнее обо всех пунктах мясной системы «НК» рассказал коммерческий директор компании Даулет Ахметкалиев.

– АгроХолдинг «Зерновая Индустрия» до 2015 года был больше ориентирован на зерно, его переработку в муку и производство макарон «Корона». Но с приходом новых инвесторов компания сменила направление. Заручившись поддержкой государства по программе развития мясного животноводства, мы стали превращать Костанайскую область в мясной кластер Казахстана, – говорит Даулет Берикович. – В цикл производства вовлекли и посевные площади: 85 тысяч гектаров земли в трех районах Костанайской области – Карабалыкском, Федоровском и районе им. Беимбета Майлина. Этот сектор отвечает за производство кормовых, зернобобовых и масличных культур. Дальше в цепочке идет Тогузакский комбинат зернопродуктов, занимающийся производством финальных кормов для животноводства.

Если говорить про животноводство, то оно представлено двумя векторами развития. Первый – племенной репродуктор «Север Агро Н». Он специализируется на селекционной работе абердин-ангусской породы. Сегодня маточное поголовье в хозяйстве составляет около трех тысяч голов. Ежегодный приплод – 2200 голов молодняка. Сам племенной репродуктор тоже постоянно обновляется. К примеру, в прошлом году в Карабалык «приехали» 1800 голов абердин-ангусса из Америки.

Второй вектор – откорм. «Терра» на сегодняшний день является крупнейшей в Казахстане откормочной площадкой. Одновременно здесь можно содержать 20 тысяч голов КРС. На данный момент на откорме находятся 12 тысяч парнокопытных.

Пятое звено, которое сейчас активно развивается, – торговая сеть Terra Meat, представленная фирменными бутиками-магазинами, открывающимися по всему Казахстану. Если оперировать цифрами всего производства, то это около 4000 человек. Впечатляет? Впечатляет!

– Как начинали бизнес?

– Вообще животноводов в нашей компании мало. Поэтому мы привозили из Австралии семью специалистов, которые адаптировали тамошние технологии по выращиванию КРС к костанайским реалиям. Переняв у них опыт, мы уже сами начали с нуля обучать свой персонал, даже тех, у кого был опыт в животноводстве. Потому что современные технологии, по которым работали австралийцы, не укладывались с нашими привычными представлениями о содержании КРС. Например, у нас животные пребывают в естественной среде. Стойловый период проходит на ферме, а пастбищный сезон – на выпасах (восемь тысяч гектаров угодий), огражденных электропастухом. Это прямые австралийские технологии. Все это позволяет избегать затрат на строительство крытых сооружений. Животные, по сути, все время проводят на открытом воздухе и прекрасно себя чувствуют.

– Насколько целесообразно заниматься животноводством в аграрной области?

– Да, в регионе преобладает растениеводство, но и животноводство все же не уступает своих позиций. Область располагает хорошими пастбищными территориями, которые нужно использовать с умом. В растениеводстве основная пора активной деятельности начинается с апреля: подготовка техники, потом посевная, уборка, зимой – вынужденный отпуск. Животноводство же – более сложный процесс, здесь нет простоя ни на минуту. Быстрой прибыли не получишь, так еще и риски большие. Может случиться всякое – тот же падеж скота. Сам импорт животных – очень кропотливый процесс. Прежде чем привезти в наш регион абердин-ангусскую породу, нужно было пройти ряд процедур, сопряженный с вакцинацией животных, с их карантином и адаптацией к местному климату. По поводу содержания, у нас есть две статьи затрат – кормовые и косвенные. Они могут разниться, потому что все зависит от типа содержания: стойловое – дорогое, и пастбищное – дешевое. В наших климатических условиях стойловый и пастбищные сезоны длятся примерно одинаково – по полгода. Содержание одной коровы обходится примерно в 328 тенге в день. С бычками другая история. Все зависит от того, какой привес вы хотите иметь. Одно животное на активном откорме обходится компании примерно уже в 1200 тенге в день.

– Что отличает мраморную говядину?

– Прежде всего, мраморная говядина получается только из мясных пород, таких как казахская белоголовая, аулиекольская, абердин-ангусская и герефордская. Безусловно, генетика играет большую роль, но и многое зависит от откорма. В рационе наших животных – кукуруза, силос и ячмень. Откорм длится минимум 150 дней. И если в начале цикла бычки весят 220-250 кг, то на убой выходят с привесом плюс 250 кг.

При сбалансированном и длительном откорме сама структура мяса становится другой. У породы абердин-ангус ярко выраженная мраморность мяса. Мраморность – это прожилки жира в самой структуре филе, за счет чего мясо при приготовлении получается сочным, мягким и нежным.

– Есть ли спрос на элитную говядину?

– Наше мясо считается продуктом премиум-сегмента и ориентировано на потребителя с доходом выше среднего. Мраморную говядину покупают гурманы или те, кто хочет просто побаловать себя мясом европейского качества. На внутреннем рынке, к сожалению, сегодня более востребована постная говядина без жира, почему-то костанайцы не раскусили еще вкус наших мраморных стейков. И здесь много нюансов. Когда начинали бизнес, задались вопросом – откуда берется мясо, которое присутствует на местных прилавках? На тот момент 80% из всего ассортимента составлял так называемый вынужденный забой – животное заболело, ногу сломало, непригодно для дальнейшей репродукции или молоко не дает, его пускают под нож.

Мы же целенаправленно откармливаем животных. Это не выбраковка, не санитарный забой. На сегодняшний день на рынке много разных мясных продуктов, в том числе и импортного завоза. Ежегодно в Казахстане потребляют 500 тысяч тонн говядины, из них только 200 тысяч тонн переработано на мясокомбинатах. Остальное – так называемый подворный забой. Он проводится без соблюдения санитарных и температурных норм, в неприспособленных помещениях.

– Куда реализуете мясо?

– Прежде всего, мы ориентированы на свои, уже ставшие брендовыми, предприятия – это ресторан «Терра», бургерная My Flow. Вся мясная продукция и полуфабрикаты, которые мы начали производить не так давно, реализуются в наших фирменных магазинах. Торговые точки открылись уже в Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и Актобе. В ближайший месяц планируем зайти в Атырау, Актау, Уральск. Также работаем с крупными ресторанами по всему Казахстану. Наше мясо уходит на экспорт в Россию, Узбекистан, Китай и Иран. Что касается цены, то мы реализуем абердин-ангусов живым весом по 950-1050 за кг, тушами – по 1700-1800 тенге за кило. Ежемесячные обороты нашего производства составляют 30 тонн полуфабрикатов и 16 тонн мясной продукции. Конечно, мы не думаем останавливаться на этих цифрах, будем наращивать производство и искать новые горизонты для мясного бизнеса!

Полина ШКАРУБО
Фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77