Мусорят там, где не отдыхают…

Притобольский парк погряз в отходах жизнедеятельности и сухостое

В 60-80 годах прошлого века эта зона отдыха была весьма популярной не только у жителей города, но и его гостей.

Здесь не было больших аттракционов и суперкомфортных ландшафтов, зато сохранилась почти девственная красота леса, сопутствующий этому чистый воздух и любимое развлечение детей и взрослых — детская железная дорога.

Притобольский парк непосредственно примыкает к реке Тобол и сегодня здесь ничего не напоминает о том, что когда-то сюда устремлялись толпы людей. Нынче в дебрях бывшего парка много сухих деревьев и свалок.

Согласно историческим данным, парк был организован в 1960 году. Облагородили 2 гектара насаждений, что-то досадили. Вначале это была просто прогулочная зона, после здесь появился «сказочный городок», который идеально вписался в окружающий ландшафт. Но главной достопримечательностью Притобольского парка вплоть до начала 2000-х была детская железная дорога.

Как писала в то время местная газета, «эту железнодорожную линию укладывали всего около двух месяцев. И не потому, что длина ее чуть больше двух километров — кустанайские путейцы трудились с огоньком, зная, что строят железную дорогу для детворы. Работы велись на общественных началах».
7 октября 1978 года ДЖД открыли, как водится, с митингом, забиванием традиционного для такого вида строительства «серебряного костыля» и разрезанием красной ленточки. «И вот поезд «Юный кустанаец», ведут который машинист Аркадий Степанович Губанов и школьник Сережа Миролюбов, отправляется в первый рейс. В его вагонах счастливая детвора», — радостно писала газета.

Надо сказать, что это была настоящая железная дорога, но только в миниатюре. При укладке пути были использованы рельсы Р18 с разобранной узкоколейки Кустанай–Ново-Урицкое (ныне Сарыколь). Автору этих строк тоже довелось покататься в маленьких, но удобных вагончиках. Ах, как мы, школьники, завидовали тем, кто работал на ней. А это ведь тоже были дети, наши ровесники. Что и говорить, воспитывать преемственность поколений тогда умели.

В 1980–1981 годах на станции Пионерская детской железной дороги было возведено капитальное двухэтажное здание вокзала. После демонтажа дороги оно долгое время стояло бесхозным, пока не превратилось в один из многочисленных ресторанов города.

В 90-х годах и железная дорога, и весь парк стали переживать нелегкие времена. Но вплоть до 2000 года здесь старались поддерживать жизнь. Придумывали всякие новшества, чтобы привлекать посетителей, строились большие планы — обустройство здания вокзала отоплением, открытие кафе и лыжной базы. Но весной 2000 года паводком был размыт большой участок пути ДЖД. Часть рельсов и шпал была разворована местными жителями. На участке более километра требовалась фактически отсыпка новой насыпи, да и остальная часть пути требовала капитального ремонта. К сожалению, владелец ДЖД ГКП «Костанайский городской парк культуры и отдыха» не смог найти средств для проведения дорогостоящих работ. Вероятно, из соображений безопасности оставлять дорогу в таком состоянии сочли невозможным, и летом 2000 года был проведен тендер на демонтаж полотна дороги.

С исчезновением ДЖД популярность Притобольского парка как места отдыха вовсе сошла на нет. В течение 10 лет до него никому не было дела. Лишь только бывший вокзал предприимчивые люди превратили в ресторан. А заодно постепенно прихватили, на законных, надо полагать, основаниях, и часть парка, обустроив здесь летнюю зону отдыха. До остальной части зоны отдыха по сей день руки не дошли. Деревья стареют, сохнут, их никто не убирает. Но самая большая беда – свалки. Трудно сказать, кто их организует – люди из близлежащих домов или отдыхающие, которые устраивают здесь пикники? Но то, что сегодня парк нуждается в элементарном субботнике, очевидно.

Нужно сказать, что планы по реанимации Притобольского парка были всегда. Так, в 2013 году одно из областных СМИ сообщает, что «в 2013 году на благоустройство скверов в бюджете заложено 80 млн тенге. Развернется работа в Притобольском парке между малым и большим мостами, будет сооружена композиционная стела с фонтанами. Улица Фролова от пр. Абая продлится вниз к Притобольскому парку.

Здесь появятся пляж, спортзал, конно-спортивная база. Есть проблемы с водоохранной зоной, но мы ее решим. И в 2013 году сделаем пойму реки Тобол в современном стиле». Это из отчета городских властей.

В 2014 году СМИ сообщали, что «из городского бюджета на содержание северной части Притобольского Парка выделено 20 миллионов тенге. В течение 2014 года были проведены работы по очистке поймы реки Тобол, выполнены работы по устройству цветников, газонов, скамеек, урн, светильников и малых архитектурных форм, работы по подметанию и очистке пешеходных дорожек… В 2015 году для продолжения данных видов из бюджета выделено 25 миллионов тенге».

Все это коснулось лишь видимой части парка – набережной зоны. То, что осталось дальше, в районе бывшей детской железной дороги, никаких изменений не претерпело. Сухостой, запустение, мусор…

Однако забрезжил свет в окошке и для лесного массива Притобольского парка.

Буквально на днях в городском акимате, обсуждая новый генплан города, об этом славном городском местечке замолвили слово.

Согласно планам, преду­сматривается продолжение благоустройства береговой зоны от существующей набережной «Шагала» до городского пляжа.
А подзаброшенная часть Притобольского парка как раз примыкает к ней. Так что надежда на то, что эта зона вновь станет чистой, ухоженной и привлекательной для отдыхающих, все-таки есть.

Айгуль ИБРАЕВА,
Фото Александра Откина


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77

Loading...

Создать профиль



Войдите в свою учетную запись