Болат Калиев поделился мыслями о сакральном смысле праздника
В преддверии одного из всенародных и любимых праздников «НК» встретился с тем, кто несет окружающим счастливое настроение, для кого вся жизнь – это праздник.
Несмотря на скромность и спокойный характер, докторант КРУ им. А.Байтурсынова, председатель КОФ «Центр непартийного наблюдения», автор и организатор множества проектов Болат Калиев известен в широких кругах костанайцев прежде всего как организатор и ведущий мероприятий. Сам же он не особо с этим соглашается. Почему?
– Ответ философский. Такое ощущение, что я еще себя не нашел и все еще впереди. Я создавал общественные организации, потом передавал их другим. Сейчас продолжаю реализовывать разные социальные проекты, преподаю студентам. Мне нравится общественная работа, которой я занимаюсь. А вот что касается тамады… Коллеги часто говорят, мол, ты особо себя не рекламируешь, не афишируешь свои масштабные мероприятия, но у тебя всегда есть заказы. Да, они есть, а началось все с 2004 года, с игры в КВН. В студенческие годы мы создали казахскую юмористическую команду «Баурсактар». Вообще, скажу без ложной скромности, как раз эта команда была основателем первой казахской Лиги КВН в Костанае. Я очень горжусь этим. А ведь мы начинали давать концерты для 10-15 человек в зале, но отрабатывали программу, как при настоящем аншлаге. Нам самим было интересно выступать, да и раз от разу зрителей становилось все больше. Из наших первых КВНщиков вышло много талантливых ребят, которые стали успешны в других сферах деятельности и даже продолжили путь в высшей Лиге. Во время деятельности в КВН кто-то предложил мне поработать тамадой, так, собственно, и началась череда праздников в моей жизни.
– А что для тебя, как для ведущего, значит Наурыз мейрамы?
– Это один из немногих праздников, в котором идеально сочетаются все традиции и обычаи, где настолько все продумано, отшлифовано. Не перестаю удивляться народной мудрости, заложившей в Наурыз столько глубинных смыслов. Этот праздник как сама история, которую нужно изучать до мельчайших подробностей, постигая все ее нюансы. В Наурызе нет места для случайных фраз, символов, все имеет свой сакральный смысл, свое значение, место и время. Для меня Наурыз – это целая энциклопедия, и мы должны бережно хранить этот праздник, как одно из достояний народа, культурное наследие нашей страны. Поэтому я, как организатор различных мероприятий, никогда не экспериментировал с этим праздником, понимая, что Наурыз – это не шоу, это состояние души каждого человека, находящегося на старте перемен и обновления. В этом празднике важно преображение самого человека, а не антураж. В наши дни Наурыз мейрамы стал общенародным праздником весны, мира и единства. В свете последних событий в мире он должен быть одинаково дорог всем народам, живущим в многонациональном Казахстане. Радует, что древний праздник Наурыз гармонично трансформировался в современную жизнь, сохранив преемственность поколений.
– Болат, как мы помним, празднование Наурыза было отменено в 1926 году. После долгих лет забвения в Казахстане его впервые отметили в 1988 году. И лишь с обретением Независимости в марте 1991 года Наурыз получил официальное признание. С этого времени началось широкое его празднование по всей стране. А в вашей семье всегда отмечался этот праздник?
– Я не помню, чтобы в нашей семье он когда-либо не праздновался. К Наурызу мама всегда готовилась по-особенному. Правда, иногда, я видел, что для некоторых этот праздник ассоциировался прежде всего с тем, что женщины надевали камзолы, а мужчины – чапаны. К радости, сейчас уже этого нет. Мы стали уделять внимание не только внешнему антуражу, но и обратились к забытым традициям Наурыза. Возродили такой обряд, как «көрісу» – встреча, который приходится на 14 марта – середину месяца. Кочевой уклад жизни способствовал появлению многих традиций. Раньше люди жили далеко друг от друга, не могли видеться всю зиму. С пробуждением природы, наступлением весны и тепла начинались поездки в гости. Эти встречи были радостными и долгожданными, хотелось увидеть друг друга, узнать: живы ли, здоровы, справиться о благополучии, ведь зимы в степи были суровыми. Думаю, это очень созвучно и сегодняшнему времени, когда мы почти уже три года живем в условиях пандемии. Поэтому нынешняя весна, когда стали смягчаться коронавирусные ограничения, особенная. Мы все живем с надеждой на улучшение ситуации в стране, в мире. Хочется обновления, спокойствия и стабильности. Мы с нетерпением ждем к себе в гости друзей и родных. Я живу с мамой, и наш дом относится к кара шаныраку, поэтому он был и останется тем очагом, куда всегда могут приехать мои родные братья и сестры. Вообще, это очень хорошая традиция у казахов передавать из поколения в поколение кара шанырак, то есть семейный очаг, где жили твои родители, дедушка с бабушкой.
– Я не раз слышала, с какой теплотой ты отзываешься о своей маме…
– Да, она одна нас, шестерых детей, вырастила. Сейчас воспитывает внуков и уже правнука. Папы не стало, когда я был еще маленьким. Как говорил, я живу с мамой. Не мама со мной, а я с мамой! Я обязан ей всем, что сейчас имею.
– А вообще, что ценишь в людях?
– Прежде всего – добропорядочность. А еще не понимаю людей, которые не боятся недополучить благодарность своих родителей и не осознают, что все временно. К сожалению, ценности в последние годы меняются, дети стали равнодушнее к родителям. Есть факты, когда дети судятся, отдают своих пап и мам в дома престарелых. Этого не должно быть. Родители должны быть самым ценным и главным в жизни человека. Без них не было бы нас. Эти ценности я теперь стараюсь привить своим детям – у меня их четверо. Хочу воспитать их достойными гражданами Казахстана, патриотами. Чтобы они знали свои корни, традиции и были достойны этого.
– А что ты скажешь о своих корнях?
– Родился я Наурзумском районе, детство прошло в п. Жамбыл, всю сознательную жизнь живу в Костанае. В разные годы поступали предложения переехать в Астану, Алматы, но не смог перебороть чувства к Костанаю. Здесь мои корни, здесь моя малая родина. Это мой фундамент, моя основа.
– Не могу не спросить, какова специфика профессии тамады?
– Тамада в первую очередь не должен мешать. Важно, чтобы на празднике человек любого социального статуса отодвинул все рамки, которые обыкновенно к нему прикреплены. Есть люди, которые всегда в центре внимания, всех веселят, их все любят, а есть люди, которые в тени. И если праздник выстроен правильно, тамада такого человека «вгоняет» в обстоятельства, в которых тот становится заводилой. Я считаю, что если такое удается, работа имеет смысл. А вообще в Костанае очень благодарные люди, поэтому я люблю свой город.
– Болат, есть обычаи и традиции, которые трансформируются на праздниках, приобретают новые черты?
– Я не сторонник трансформации обычаев и традиции. Еще раз отмечу, что наш народ богат обычаями и традициями, они передаются из поколения в поколение. Естественно, прогресс вносит свои элементы. Например, сейчас очень много внимания уделяется проводам невесты. При этом, к примеру, многие казахские семьи стараются возрождать традиции, то же сватовство имеет множество ключевых моментов, которым раньше не уделялось внимание. Этот интерес к своим истокам не может не радовать.
– Ну и в конце нашей беседы прошу тебя поздравить читателей «НК».
– С огромным удовольствием поздравляю всех с наступающим праздником Наурыз мейрамы. Пусть в новом году сбудутся все мечты! А еще очень хочется, чтобы у всех людей на нашей огромной планете проснулось чувство мира, добра, любви и взаимопонимания.
Александра СЕРГАЗИНОВА,
фото из архива Болата КАЛИЕВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77