Неазбучные истины

Неазбучные истины

Загрузка...


Ответственность за качество учебников разработчики пытаются переложить на «застрявших в прошлом» граждан

С начала учебного года в Казахстане разразился крупный скандал.

Предмет раздора – новые школьные учебники по русскому языку за 5 и 7 классы.

Их издали в нынешнем году в связи с введением системы обновленного содержания образования. По отзывам десятков тысяч родителей, которые буквально взорвали социальные сети, именно содержание бумажных носителей вызывает у пап и мам состояние шока. Но убеждения представителей издательства непоколебимы, мол, отстали родители от жизни, а детей необходимо с младых ногтей приучать мыслить по-новому.

«У Калуши — калушата: Канна, Манна, Гуранна и Кукуся. У Бутявки — бутявчонок: Гага Прюшка. И огды-егды бутявчонок Гага напызявил и-пызяву и отвырснул Кукусе …» — так начинается сказка в учебнике русского языка за 7 класс под названием «И-пызява». Его автор Зинаида Сабитова. Ознакомившись с содержанием сказки, казахстанские родители в едином порыве обрушили на издателей шквал критики.

При детальном рассмотрении книжных пособий оказалось, что учебники, по мнению родительской общественности, буквально пестрят абсурдными заданиями, которые как минимум далеки от изучения правил русского языка.

Родительский бунт быстро нашел поддержку в Министерстве образования, у депутатов и ведущих блогеров страны.

В необычных упражнениях школьникам предлагается составить визитную карточку баурсака, посмотреть фрагменты программы «Вечерний Ургант» и мультфильма «Ледниковый период — 2». В то время как в головах взрослого населения страны задания вообще никак не укладывались, авторы учебников лишь искали оправдания своим действиям и пытались донести до родителей собственное видение так называемого «критического мышления».

— Слова «пиарить», «подкаст» и «эмотикон» не носят грубо-просторечный и жаргонно-бранный характер. Эти слова являются разговорными. Разговорная лексика, как известно, широко используется в художественных текстах. Например, в текстах Пушкина и Гоголя мы можем встретить такие выражения, как «харя», «дурень» или «собачий сын». И что, нам теперь не надо изучать произведения великих классиков?! — высказалась одна из авторов учебников Гульмира Кожамкулова.

Ну а пока издатели и родительская общественность спорят, детям приходится учиться по новым книгам. В Костанае, кстати, аналогичных жалоб тоже немало.

ОТ УЧЕБНИКОВ К ОПЫТУ УЧИТЕЛЕЙ

Бурные обсуждения современных методов обучения в основном происходят в социальных сетях, там родители в деталях делятся ежедневными «войнами» с учебниками. По словам многих из них, систему образования пытаются упростить и усовершенствовать, но по факту получается, что основная нагрузка ложится на плечи мам и пап.

Об этом корреспондентам «НК» рассказала костанайка Людмила Воронова. У женщины двое детей школьного возраста. Сын перешел в пятый класс, в котором как раз и ведется обучение по новым книгам. Впечатление от современных учебников складывается у Людмилы двоякое – вроде все красочно, интригует и втягивает, но в то же время нет разграничений между уровнем успеваемости школьников.

Дают о себе знать большие школьные нагрузки, а чрезмерное количество самостоятельных заданий, предлагаемых учебниками, выматывает ребенка окончательно.

— К тому же в учебнике за пятый класс по русскому языку невооруженным глазом видны недочеты, — делится наблюдениями Людмила Воронова. – Правда, отлично продуманы книги по математике, геометрии, все расписано до мелочей. Интересен учебник по биологии – в принципе, та же самая программа, которая была всегда, но преподнесена в новом формате. А вот русский язык пестрит заданиями на самостоятельность и «раскрытие потенциала», но направлен никак не на воплощение основной цели предмета – грамотности.

У каждой медали существуют две стороны. С вопросом о качестве новых учебных пособий корреспонденты «НК» обратились к педагогам одного из инновационных учебных заведений Костаная – в школу-лицей №1. Здесь о горячих спорах наслышаны, но на вопрос, каково же это учиться по новым учебникам, ответили однозначно: легко и просто. Ведь секрет качественного обучения кроется не только в учебных пособиях, ключевую роль играют учителя, опыт которых позволяет искусно прорабатывать даже самый неоднозначный материал.

— В новых учебниках масса опорных схем, диаграмм, много иллюстраций, — пояснила заместитель директора по учебной работе ШЛ №1 Татьяна Федулова. — Но даже при этом не стоит забывать, что сам учебник не может являться догмой для учителя. Если предметника не устраивает какой-либо материал, он преподнесет его по-своему, то есть расскажет ту же тему, только другими словами. Много споров вызывают задания: найти и посмотреть видеоматериалы, фрагменты передач, но ведь это было и раньше. Просто тогда учителя сами выбирали интересные ролики для просмотра на уроках, теперь же дети должны искать ответы на подобные задания самостоятельно.

ОПЕРАТИВНЫЕ МЕРЫ

Когда многочисленные споры в интернете дошли до депутатов, то «отставшие» от времени граждане наконец получили весомую поддержку. Например, депутат Мажилиса Ирина Смирнова написала обращение к премьер-министру страны, где указала количество потраченных денежных средств с целью повышения качества учебной периодики. В 2015 году из бюджета выделили около 10 миллиардов тенге, в 2016-м  – почти в два раза больше и, наконец, в 2017-м сумма составила 27 миллиардов тенге.

Депутат вполне резонно задает вопрос: как же так получается, что деньги ежегодно осваиваются в полном объеме, а качество учебников постоянно подвергается критике? В частности, серьезные нарекания уже предъявлены к работе республиканского научно-практического центра «Учебник».

— Центр утверждает, что не несет ответственности за качество учебников, перекладывая ее то на издателей, то на МОН РК, то на авторов, а то и на «остановившихся» в развитии, «застрявших в прошлом» родителей. Так все же какую ответственность за качество издаваемой учебной литературы несет центр «Учебник»? Если никакой, не стоит ли его оптимизировать? Учреждение относится к сфере «с высокой степенью коррупционных рисков». Не исходит ли отсюда необходимость своевременной и частой ротации руководителей этого учреждения? — задается вопросом депутат Ирина Смирнова.

В это время представители республиканского научно-практического центра «Учебник» парируют, что современный учебник – это уже не источник информации, а навигатор.

— Он, как и учитель, направляет, помогает формировать необходимые навыки, учит искать информацию, — подчеркивает директор центра Бейбиткуль Каримова. — Поэтому сегодня постепенно уходят в прошлое задания наподобие «перепиши», «вставь пропущенную букву». Новая методика больше ориентирована на функциональную, аналитическую практику. К этому просто нужно привыкнуть.

При этом эксперты научно-практического центра подчеркивают, что многие из учебных пособий еще не утверждены, поэтому призывают жителей Казахстана принять участие в их создании. Найти и прокомментировать их можно на сайте организации. Все замечания, пообещала Каримова, будут учтены.

ЛОЖНЫЕ ФАКТЫ, НАПРАСНЫЕ ВОЛНЕНИЯ

Не обошлось поле скандала и без фейковых вбросов в Сеть. Причем масштабы достигли своего апогея — возбуждения уголовного дела. Поводом послужило распространение в социальных сетях несоответствующей, ложной информации, что в качестве задач из якобы казахстанского учебника по математике представлено несколько примеров с иллюстрацией обнаженных мужчины и женщины.

Ранее в соцсетях появился информационный вброс, когда шутливые задачи по математике из книги Григория Остера «Школа ужасов» были выданы за реальные задания в школьном учебнике для казахстанских школ. Общественный резонанс также вызвали откровенные картинки голых людей с подробным описанием «взрослой» жизни. И все это для учеников второго класса! Как выяснилось, очередную утку в сеть запустили еще в прошлом году, а на фоне «учебной травли» она набрала новые обороты. Данный энциклопедический учебник, действительно, создали в Казахстане, но к изучению в школах он был запрещен еще в 2016 году.

Тем не менее все это не помешало возмущенной общественности пустить в ход все возможные доказательства и взбудоражить Казнет. Министр образования призвал родителей спокойнее относиться к сложившейся ситуации, пока идут внутренние разбирательства, и не накалять обстановку.

Ксения МАЛИКОВА

Loading...

Создать профиль



Войдите в свою учетную запись