Костанай и костанайцы

Нерассказанная хроника Наримановского рынка

А вы знаете, что раньше располагалось на его месте?


Эта история произошла с Александром Пастернаком, коренным жителем Костаная.

От отца ему достался дом, который, спустя десятилетия, передал привет потомкам.
Далекие предки Александра Ивановича приехали на Кустанайщину во время Столыпинской реформы. Для того времени хозяйство у них было крепкое, по тем меркам даже зажиточное.

После революции 1917 года и окончания Гражданской войны предки Александра Ивановича по линии матери были репрессированы и высланы в Сибирь. После отсидки вернулись в Костанай.

В июне 1941 года, когда фашистская Германия напала на СССР, отец и мать Александра Ивановича ушли добровольцами на фронт. По воле судьбы его родители остались живы и вернулись домой, хотя у обоих были ранения. Так как его отец, Иван Пастернак, работал в органах МВД, ему по долгу службы предоставили квартиру по ул. Джамбула (район Наримановского рынка).

Строительство двухквартирных домов вели политзаключенные. Часть современного Наримановского рынка была обнесена колючей проволокой, по ее углам стояли шесть деревянных вышек. Оттуда за работой зеков следили часовые. Заключенные в районе Наримановского рынка построили 24 двухквартирных дома.

По прошествии времени, в годы хрущевской оттепели, заключенных стали меньше привлекать на стройки народного хозяйства. Вскоре, когда дома были построены, в них стали заселяться. Тогда колючую проволоку сняли, а деревянные вышки жители близлежащих домов пустили на дрова. Вскоре здесь ничего не напоминало о работе заключенных. Годы шли, те времена забылись.

Александр Иванович Пастернак до сих пор живет в доме, который достался его отцу. Однако в 2010 году строение стало ветшать, начал осыпаться угол веранды. Вместе с внуками Пастернак решил заняться ремонтом.

Однажды Александр Иванович захотел избавиться от прогнивших досок и заменить их новыми. Оторвав одну рейку, мужчина на обратной ее стороне прочел: «Срок 25 лет. 1957 год. Ерема, з/к, Кустанай».

Эта надпись была сделана раскаленным гвоздем. Кто такой Ерема и как сложилась его дальнейшая судьба, неизвестно. Скорее всего, это был один из политзаключенных, сидевших по знаменитой в то время 58 статье. Даже если предположить, что Ереме в 1957 году было 20 лет, то сейчас ему далеко за 80. Вот так неожиданно всплывают частицы нашей истории, из которой потом складывается наше прошлое.

Жив ли Ерема сейчас или нет, человек, внесший свою лепту в строительство нашего города, мы уже вряд ли узнаем. Впрочем, это уже совсем другая история…

Габдрахим АЙТКАЛИЕВ,

преподаватель истории Костанайского высшего э

кономического колледжа Казпотребсоюза

Фото Татьяны НАЗАРУК


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77