COVID-2019
в Казахстане



Вся информация здесь

117362

Выздоровевших

133118

Зарегистрированных случаев

5471

Зарегистрированных случаев в Костанайской области

1990

Летальных случаев

Наш Костанай

Нет терпения ждать…

Работой общественного транспорта возмущены жители Костаная

Они считают, что карантинные ограничения расслабили перевозчиков.

После снятия режима чрезвычайного положения и ослабления карантинных мер в редакцию «НК» все чаще стали сообщать о проблемах с общественным транспортом. Горожане утверждают, что автобусы ходят очень редко, да к тому же грязные, а дезинфекцией в них даже и не пахнет. В последнее время жалобы участились. В основном люди сетуют на маршруты №№ 3, 5, 7, 10, 18.

Мы решили проверить информацию местных жителей, выйдя в собственный рейд. Нашими главными инструментами стали часы, фотоаппарат и блокнот с ручкой.

ПАССАЖИРСКИЙ «АД»

Пятница. На часах 14:50, мы стоим на остановке «Драмтеатр». Рядом с нами еще человек 10-15. Те, что помоложе, «залипли» в телефонах, постарше – обсуждают цены на овощи. Никаких разговоров о задержках рейсов.

Через две минуты сюда подъехал автобус с цифрой 38, в 14:59 пришел маршрут №12, в 15:02 – №3, в 15:03 – №19.

Мы с коллегой замерли в ожидании. Уже в 15:09 к нашей остановке приближался «тридцать восьмой», в 15:12 – «двенадцатый», в 15:13 – «тройка», а в 15:18 – «девятнадцатый». Убедиться в том, что никто из водителей не задержался, не представилось возможным. Здесь отсутствует табличка с интервалом движения. А это значит, что приехавший погостить в Костанай человек даже не сможет узнать, какие автобусы здесь ходят.

На автобусной остановке «Атриум» место для таблички с графиком работы общественного транспорта имеется, однако саму табличку будто ветром сдуло…

– «Девятнадцатый» проходит здесь? – поинтересовался у ожидающих автобуса костанайцев мужчина.

В 15:22 сюда подъехала «двойка», ровно через 10 минут этот маршрут появился снова. Автобус под номером 19 хоть и ходит здесь, но мы его не дождались, сели в «двойку».

Следующим пунктом нашей проверки стал центральный рынок (нижняя оптовка). Здесь проходят одни из самых востребованных маршрутов. Остановка довольно длинная. В одной части останавливаются маршруты под номерами 5, 13 и 18, в другой – 10, 21, 101.

Павильон, где люди ожидают «десятку», мягко говоря, смахивает на помойку. Здесь очень грязно, кругом плевки, рядом с остановкой сложены мешки с мусором. В подъехавший автобус люди стараются зайти первыми, забывая о дистанции. Да и о масках мало кто помнит.

– На автобусах я езжу нечасто, стала пользоваться ими после пенсии. Поэтому сказать, что общественный транспорт ходит плохо, не могу, – говорит 67-летняя Дамежан Баймулдина.

В наш разговор вмешивается другая женщина. Она утверждает, что во время карантинных ограничений перевозчики немного расслабились.

– Водители автобусов позволяют себе задерживаться на пять-десять минут. В основном это происходит утром и вечером, когда люди едут на работу и обратно домой, – подчеркнула 43-летняя Ирина Хорошунова.

Ее слова подтвердила наша коллега, добирающаяся до редакции на «тройке».

– Раньше к остановке «Академия» (район КЖБИ) автобус №3 подходил в 8:32. В последнее время он появляется ближе к 8:43. Соответственно, без опозданий не получается, – отметила Валентина Марущенко.

К слову, стоя на остановке «Центральный рынок», мы увидели, что автобусы ходят каждые 10-14 минут. За это время ожидающих не убавляется. Битком забиваются автобусы №№10 и 21.

Во время беседы с потенциальными пассажирами автобусов к нам подошел агрессивно настроенный молодой человек. Он сразу заявил, что при мысли о том, что ему нужно дождаться маршрута №7, у него чуть ли не дергается глаз. Остальные, по его словам, ходят в установленном порядке.

– Водители «семерки» будто испытывают наше терпение. Как-то на остановке «Пождепо» я простоял больше 40 минут в ожидании. Маршрут вообще не рабочий, – сетует Андрей Курман.

Он же утверждает, что автобусы №7 очень тесные, а водители сходят с маршрута за час до окончания рабочего графика.

Больше часа заветную «маршрутку» под номером 22 ждала жительница Костаная Наталья Дайберт. В итоге пришлось вызвать такси, чтобы добраться до необходимого места. Настроение было испорчено.

То ли это единичные случаи, то ли так происходит на постоянной основе, однозначно сказать нельзя…

С КОРОНАВИРУСОМ И ГРЯЗЬЮ

Еще одна насущная проблема – дезинфекция общественного транспорта. Санитарная очистка автобусов, по мнению горожан, не проводится, а если и проводится, то явно не на должном уровне.

– Хлоркой даже не пахнет, – заявляет Аслан Ахметов.

Житель Алматы, находящийся в Костанае в командировке, и вовсе утверждает, что такие грязные автобусы в южной столице к эксплуатации не допустили бы.

– Перевозчиков просто оштрафовали бы и заставили навести порядок, – говорит Дмитрий. – К тому же в часы пик в костанайских автобусах не протолкнуться, дышать нечем. О какой безопасности идет речь? Так людей стараются уберечь от заражения коронавирусом?

БЕССТРАШНЫЕ

В свою очередь местная жительница Айсулу Амуртаева возмущена поведением самих костанайцев.

– Все забыли об элементарных санитарных правилах – надевать маску, заходя в автобус, и соблюдать дистанцию. Все толкаются, дышат друг другу в затылок. А когда кому-то сделаешь по этому поводу замечание, непременно получишь хорошую порцию негатива, – настаивает женщина.

Алия Разимова считает, что молодежь пошла бесстрашная. Некоторые носят маски только на подбородке, многие же не прибегают к их защите вообще. Они считают, что их «пронесет».

– Возмущает меня не только это… В последнее время и в без того переполненных автобусах появились дети-попрошайки с коробками. Водители не могут их выгнать – жалеют, а к пассажирам они липнут, просят бросить хотя бы копейки. Я как-то видела, как после выхода из общественного транспорта они достают пинцетом деньги, которые выпрашивали якобы для больного ребенка, – рассказывает Алия Разимова.

К слову, проблем хватает – только некоторые горожане высасывают их из пальца, другие создают их сами своим пренебрежительным отношением.

В РЕЖИМЕ OFF

Другой вопрос – взаимодействие перевозчиков и горожан. Года два назад во всех местных СМИ прозвучала новость о запуске приложения «Умный транспорт». Идея заключалась в том, чтобы костанайцы сидя дома могли отследить, где в настоящее время находится тот или иной автобус. Согласитесь, удобно. Особенно в зимнее время.

Первое время проект воспринимался на ура. Но со временем пыл перевозчиков угас, в приложении (smartbus.kz) перестали отслеживаться многие маршруты. То есть водители отключают навигационную систему.

Сейчас в «Умном транспорте» высвечиваются только автобусы №№ 5, 11, 24, 27 и 101.

РАБОТАЕМ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

Свое отсутствие в цифровом приложении директор фирмы-перевозчика «ИП Брунер» Александр Брунер объяснил техническими неполадками. Он заверил, что их фирма работает для народа и делает все, чтобы граждане чувствовали себя комфортно в автобусах. Но каждому не угодишь…

– После того, как ввели карантин, мы обеспечили транспорт всем необходимым. Водителям каждое утро выдаем маски и перчатки, на конечных остановках они обрабатывают дезсредствами двери и поручни. Также в каждом автобусе мы разместили таблички «Вход строго в масках»… Но на людей это не действует, – говорит Александр Владимирович. – Водители даже по громкоговорителю постоянно напоминают пассажирам о социальной дистанции. Некоторые, пытаясь обеспечить порядок в автобусе и соблюсти все санитарные правила, даже пытались высаживать людей без масок. Но в ответ слышали лишь пару «ласковых» слов.

Собеседник подчеркнул, чтобы избежать толкучки в общественном транспорте, ежедневно на линию выходят 12-14 машин. Утром они ходят с интервалом 10 минут, днем – 10-13. Но найдутся те, кто обязательно будет недоволен.

– Многие водители ушли во время жесткого карантина, нашли другую работу… Но мы продолжаем трудиться в прежнем режиме, несмотря ни на что, – сказал Александр Брунер. – Загвоздки возникают в часы пик, потому что горожане в одно время выходят на остановки. В основном в утренние и вечерние часы. Согласитесь, практически у всех рабочий день начинается в 9:00 и заканчивается в 18:00. Была бы возможность запустить на маршрут в это время 25 автобусов, мы бы так и сделали. Но не можем.

Он же сообщил, что жалобы на работу общественного транспорта в фирму от горожан не поступают. Они предпочитают обсуждать это в социальных сетях.

Что ж, такое нынче время…

Валерия ВАХНЕНКО
Фото Камиллы КЁНИГ


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77