Правопорядок

Новички и водители, часто нарушающие ПДД, за автостраховку будут платить больше

Все дело в том, что Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка внесло изменения в систему «бонус-малус» обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОГПО ВТС).

В систему «бонус-малус», по которой рассчитываются скидки или надбавки к страховке в зависимости от того, как водитель водит машину, добавили новые классы.

Теперь, если водитель часто попадает в ДТП или стал виновником аварии со смертельным исходом, ему присвоят один из новых классов: «М1» или «М2». За них страховка будет значительно дороже.

Появился и новый класс «А» – его получают все, кто страхуется впервые.

ОФИЦИАЛЬНО

Как пояснили в управлении внешних коммуникаций Агентства, с 2025 года при наличии трех и более грубых нарушений ПДД в течение страхового года, а также при совершении ДТП, водитель будет понижен в классе «бонус-малус» на дополнительный один уровень. А значит, за страховой полис придется заплатить больше.

К слову, к грубым нарушениям ПДД отнесены: превышение скорости на 40 км/ч и более, выезд на встречную полосу при запрете ПДД, проезд на красный сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика, непредоставление преимущества пешеходам и другим участникам движения, создание аварийной ситуации, управление авто с техническими неисправностями, при которых запрещена эксплуатация; неисправности тормозной системы, рулевого управления и тягово-сцепного устройства.

– Если же водитель был уличен в управлении автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, его класс автоматически будет снижен до минимального «М2», независимо от прежней истории управления транспортом, – поясняют в ведомстве. – Такой подход направлен на оценку стиля вождения и стимулирование автомобилистов ездить спокойно, соблюдая все Правила дорожного движения.

В Агентстве Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка подчеркивают, аккуратным водителям, которые находятся в «13» классе (наивысший) более пяти лет без происшествий, страховые организации могут дополнительно снизить стоимость страхования. Правда, детали такого поощрения пока не раскрыты.

НА ДЕЛЕ

В конце мая в редакцию «НК» обратился молодой человек, который приобрел новый автомобиль в салоне, но не смог получить автостраховой полис в местных компаниях.

– Это какой-то абсурд. Водителям-новичкам, только что окончившим автошколу, создают препятствия, – негодует костанаец Евгений Романов. – Ни одна компания не захотела страховать, узнав, что у меня нет приличного опыта вождения. Но мы же не рождаемся с водительскими правами и тысячами километров за рулем! Нам тоже надо каким-то образом ездить и наращивать автостраховочные классы.

Корреспондентам «НК» представитель страховой компании «НСК» пояснила, что новички, как правило, чаще всего совершают ДТП по сравнению с более опытными водителями. В связи с этим увеличивается количество выплат. Мол, они превышают суммы страховых премий, привлекаемых от автовладельцев.

Получается, страховые компании, простите за тавтологию, сами себя перестраховывают, отказываясь от молодых водителей.

В то же время в одной из бесед капитан полиции Алмат Карымсаков подчеркнул, что чаще попадают в ДТП люди, которые имеют водительский стаж более 15 лет. Они начинают чувствовать себя профессионалами, едут вальяжно… Самый безопасный стаж вождения – от 10 до 15 лет.

К слову, Евгений Романов все-таки нашел выход из положения. Получил автостраховку онлайн в компании Freedom Insurance. Ее стоимость составила более 43 тысяч тенге. Дорогое удовольствие, правда?

В целом стоимость договора ОГПО ВТС по-прежнему определяется согласно Закону Республики Казахстан от 1 июля 2003 года «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» и зависит от множества факторов, включая возраст и стаж водителя, регион, тип и срок эксплуатации автомобиля, а также от класса «бонус-малус». Это означает, что размер страховой премии у каждого водителя может значительно различаться.

МНЕНИЕ

Депутат Мажилиса Парламента РК Елнур Бейсенбаев выразил недовольство в адрес Агентства по регулированию и развитию финансового рынка в связи с нововведениями, затронувшими страхование авто.

– Несмотря на то, что данное постановление затрагивает интересы порядка шести миллионов автовладельцев по всей стране, оно было принято без какого-либо обсуждения с гражданами и представителями транспортной отрасли. Этот документ был утвержден в одностороннем порядке. В результате вместо ожидаемого улучшения системы страхования мы наблюдаем противоположную ситуацию – дополнительная финансовая нагрузка легла на плечи водителей. Кроме того, ряд норм постановления, по нашему мнению, противоречит Конституции, – заявил Бейсенбаев.

Депутаты Мажилиса требуют пересмотреть постановление Агенства РК по регулированию и развитию финансового рынка.

К слову, в соответствии с пунктом 2, статьи 230 Кодекса РК об административных правонарушениях, управление автомобилем без договора ОГПО ВТС влечет штраф в размере 10 МРП (39 320 тенге в 2025 году).

Валерия ВАХНЕНКО,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77