Костанай и костанайцы

Они не звезды, они просто папы

От нехватки денег до неумения варить: с какими трудностями сталкиваются костанайские отцы-одиночки

Куда ни глянь – стереотипы. К примеру, если семья неполная, то с детьми обязательно остается женщина, а мужчина-подлец не участвует в воспитании и вообще скрывается от алиментов. А когда все наоборот?

Никто точно не скажет, сколько мужчин в Костанае самостоятельно поднимают на ноги своих детей. Подобной статистики ни в городском отделе образования, ни в соцзащите не ведется. А сами отцы-одиночки (официально такого статуса нет, но позвольте называть их так) предпочитают молча нести этот крест, как бы трудно ни было. А бывает порой очень тяжело: и в материальном, и в моральном плане. Герои этих историй впустили нас в свои жизни, но попросили изменить их имена и фамилии. Говорят, что не хотят становиться звездами Костанайской области. Следуем их просьбе.

Олег

Смогли бы вы прожить на 105 тысяч в месяц, воспитывая двух детей, при этом не работая и не получая какой-либо дополнительной помощи? А вдовец Олег Соловьев может, правда, со скрипом.

Его жена заболела и умерла несколько лет назад. Старшему сыну было тогда пять лет, дочке всего год. Прерываю рассказ, прошу извинения за неуместный вопрос и все же спрашиваю: не советовали ли ему добрые люди отдать малышей в госучреждение? Если смотреть со стороны, но не разбираться, причины на то были. Олег – инвалид II группы с рождения, прихрамывает. У него ДЦП, хотя и в легкой форме.

– Я даже не думал об этом! – эмоционально отвечает отец-одиночка. – Сам детдомовский, знаю, как это, и никому не пожелаю такой участи.

Пока Олег не работает, и семья живет на пособия от государства: по инвалидности и по потере кормильца. Он пробовал подать на адресную социальную помощь, но не прошел по критериям. На выше озвученную сумму мужчина умудряется кормить, одевать и обувать детей. И даже старается по возможности баловать их игрушками и сладостями, отказывая себе в элементарных потребностях. И все же этой семье тяжело. Олег сначала не хотел рассказывать, в чем именно состоят трудности. Но желание хотя бы немного улучшить материальную ситуацию пересилило гордость.

– Когда-то волонтеры брались делать ремонт, но не завершили, бросили. Что-то доделывал сам, руки-то есть. Еще остались кухня и коридор, но нет возможности купить обои и клей. Нам бы еще, конечно, двери межкомнатные поменять, хотя бы б/у поставить, – говорит мужчина.

Потом он вскользь упоминает советский еще холодильник, который так и норовит сломаться, старую мебель на кухне, необходимость приобрести детям (не себе!) одежду и обувь и пополнить продуктовые припасы. Олег не требует помощи, но, уверены, что среди горожан есть люди, у которых найдутся и, пусть не новые, но в хорошем состоянии межкомнатные двери, и оставшиеся от ремонта обои, и возможность передать семье одежду и продукты. Если такие есть, просим обращаться в редакцию «Нашего Костаная».

А место любимой жены никто так и не занял. Не нашлось пока той, которая бы растопила сердце отца-одиночки и заменила мать его детям…

Дмитрий

У еще одного костанайца Дмитрия Любимова ситуация совсем другая. Даже не ситуация, а целая жизнь. Почти 20 лет он прожил с супругой, пока их не развели недопонимание и женский алкоголизм.

Зависимость бывшей жены отражалась на старшем сыне, да и самому Дмитрию надоело терпеть унижения от когда-то любимой женщины. Точку в браке поставил он. Сын, ему тогда исполнилось 16, сразу выбрал проживание с отцом, а дочка остается то у мамы, то у папы – ее местожительство судом не определено. В периоды, когда оба ребенка находились у Дмитрия, он столкнулся с несколькими трудностями. Одна из них, как ни банально это звучит, касается быта.

– Кто такой мужчина? Добытчик, – размышляет Дмитрий. – А мне пришлось и добывать, и выполнять роль хранителя очага. Самое сложное – каждый день выдумывать, что приготовить. Сегодня вот борщ будем варить. Но дети у меня молодцы, помогают. Дочка, ей девять лет, даже оладушки стряпает!

У Дмитрия два высших образования, было свое дело, связанное с медициной, которое он пока поставил на паузу. На жизнь зарабатывает ремонтом автомобилей, руки бизнесмена заточены и под это. Он не считает такую работу ниже своего достоинства, тем более что она хорошо оплачивается и помогает содержать семью. Хватает и на съемную квартиру, и на полный холодильник, и на другие потребности и желания. И пусть для этого приходится работать от рассвета до заката.

Даже при такой загруженности отец старается больше общаться с сыном и дочерью. Отдых в парке или выезд на природу – не суть, главное, быть вместе.

– Для меня важно дать детям образование. Старший вот поступает в университет, окончил музыкальную школу, младшая уже год учится там. У нас в семье так принято – быть образованным и грамотным, – улыбается Дмитрий.

Марат

Марат Бикенов (на фото) – это настоящее имя костанайца, который на сегодня является опекуном племянников и самостоятельно воспитывает своих детей. В Костанае он человек небезызвестный: бизнес-тренер, медиатор, волонтер. Человек с активной жизненной позицией (прошу прощения за клише) и, как он сам говорит, воспитанный на советских газетах и телевидении. Его мама и папа – глухонемые, поэтому таким словам удивляться не приходится.

Пять лет назад умерла сестра Марата. Ее муж спился, а родители были уже пожилыми. Тогда мужчина взял детей к себе на воспитание. У самого было четверо: две девочки и два мальчика. И именно в тот сложный момент грянул развод. Сначала дети жили с супругой, а со временем старшая дочь и младший сын перебрались к отцу. Средняя дочка на время каникул тоже приехала к нему. Шумная ватага получается!

Марат – родитель хотя и любящий, но строгий, он верит в трудотерапию и уважает методы Макаренко. Его дети по графику готовят и наводят дома порядок, и ведь эти навыки стопроцентно помогут им во взрослой жизни. Отца, бесспорно, еще благодарить будут.

У костанайца свой взгляд на строительство семьи. И в такой точке зрения есть рациональное зерно.

– Сейчас на три брака приходится два развода, а по мнению одного из футуристов, в будущем процент одиноких женщин с одним-двумя детьми будет доходить до 80. Хорошего мало, – говорит Марат. – Необходимо поддерживать институт семьи, раскручивать его как бренд. И сами молодые люди должны серьезно подходить к созданию брака: например, пойти к психологу и пройти тест на совместимость, поучаствовать в квесте или игре, которая бы показала, смогут ли они притереться и жить в дальнейшем вместе. С подобными проектами могут помочь госорганы, общественные организации, бизнес. Ведь семья – это государство в миниатюре, и начинать нужно именно с нее. А когда тебя дома ждут дети, уют, настоящий тыл, то и работать хочется, и благосостояние улучшать, и жить.

Справка “НК”

Как пояснили «НК» в городском отделе занятости и социальных программ, неважно, какой у семьи состав и кто воспитывает детей: женщина или мужчина. Все костанайские семьи имеют право обратиться за назначением адресной социальной или единовременной материальной, а также жилищной помощи. Но есть критерии.

– Для получения АСП среднедушевой доход семьи (СДД) за предыдущий перед обращением квартал должен не превышать размера черты бедности. Размер АСП рассчитывается как разница между среднедушевым доходом и чертой бедности, – приводит пример руководитель отдела Акбопе Манатова.

На единовременную материальную помощь имеют право семьи или граждане, чей СДД за предыдущий квартал не превышает размера прожиточного минимума или 34 тысяч 302 тенге. Размер выплаты зависит от вида помощи: на бытовые нужды 15 МРП, на лечение и обследование инвалидов – не больше 50 МРП, на случаи ЧС – не больше 70, а величина жилищной помощи зависит от расходов на коммунальные услуги.

Елена НОВАК,
фото предоставлено Маратом БИКЕНОВЫМ


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77