Образование

Педагог костанайского колледжа о подготовке студентов-электриков, энергетике и школьном эксперименте

Бибигуль Суюндукова, преподаватель электротехнических дисциплин Костанайского политехнического высшего колледжа, заинтересовала нас тем, что учит студентов такому сложному направлению. Не часто встретишь электрика-знатока женщину.

О СЕБЕ, КОЛЛЕДЖЕ И НЕ ТОЛЬКО

Уроженка Костанайской области еще в школе стала увлекаться математикой.

– В пятом классе начала познавать цифры, могла прочитать параграф, осознать его и решать примеры. Книги брала у сестры, которая училась на класс старше. Ее учебники по алгебре, геометрии, физике меня увлекали. Потом ко мне стали бегать дети, чтобы я решала задачки для них, – рассказывает Бибигуль Суюндукова. -Учителя не верили, но я их и не убеждала. Позже прошла подготовительные курсы от МГУ для поступления в пединститут на физмат, борьба за бюджетные места была трудная, на одно место 4-5 человек. Но я смогла добиться своей цели. В 1985 окончила институт, уехала на комсомольскую стройку в Экибастуз, там прожила 17 лет, но вернулась в Костанай из-за здоровья дочери.

В городе женщину направили сразу в политехнический колледж, но свободных часов физики и математики почти не было. Тогда она получила еще одно образование, чтобы преподавать технические науки.

– Профессия электрика широкая, в ней множество квалификаций. Кто-то составляет схемы, кто-то по опорам лазает, другие с двигателями работают. Мы даем студентам полный комплект базовых знаний, их право выбрать направление для работы. Практику позволяет отрабатывать современное оборудование, материальная база колледжа всегда была оснащенной. И знаете, я лучше бы на старом работала. Потому что студент, собирая схемы на наших новых стендах, не видит живой работы. Амперметр, вольтметр в них запрограммирован, а раньше мы вручную все делали. К сожалению, зачастую на производстве все оборудование старое, – отметила преподаватель.

Бибигуль Кавасовна сама занимается монтажом электрики, так что у нее в доме нет неработающих розеток и включателей.

– Живу в частном секторе и замечаю, что часто к нам в сеть вклиниваются совсем не нужные объекты. Рядом с моим домом работает шиномонтажка, на нее мощность сетей явно не была рассчитана. Хотелось бы, чтобы администрация города, планируя архитектуру, связывалась с энергетической компанией и к строительству и выдаче разрешений для бизнеса подходила вдумчиво. Никто не хочет для себя закупать отдельные станции, желают только сэкономить, – говорит специалист.

А вот где не надо было экономить, по мнению собеседницы, так это на альтернативных источниках энергии.

– Мы со студентами еще в 2012 году участвовали в международном конкурсе макетов. На нашем был установлен вертикальный ветрогенератор, он работает от скорости ветра 1 м/с. Те, что у нас вблизи города поставили – горизонтальные ветрогенераторы – не всегда рентабельны. Для их разбега надо ветер посильнее, плюс дорогостоящее обслуживание. А вертикальные – один раз поставил и все, они хоть и дорогие, но не требуют обслуживания, так как работают на магнитной левитации. Они бы окупились, – считает Суюндукова.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Преподаватель всегда за внесение новшеств. Когда Бибигуль Кавасовна еще была учителем в школе №24 г. Экибастуза, она стала участником образовательного эксперимента по комплексному подходу в образовании и психологизации учебно-воспитательного процесса.

– Для него меня выбрали, прежде всего, из-за моих успешных учеников, 10-15 ребят, занимающихся со мной физикой и математикой, стабильно были победителями олимпиад. Набирали всех желающих, правда, уроки были платными, потому что отдача от учителей требовалась двойная. В классе было по 15 детей, смысл в том, чтобы с каждым работать индивидуально. Качество знаний давали 97% учеников. Я сама преподавала математику и видела, как у детей развивается логика. Семиклассник мог анализировать учебники по математике, понимать, правильно они составлены или нет, – рассказывает педагог.

Эксперимент длился семь лет. Руководителем был кандидат технических наук Баянгали Койшибаев.

– На каждого ребенка заводилась карта, куда мы записывали результаты обследования: уровень памяти, внимания, мышления, его склонности и способности. Диагностика была обязательной. И начинался процесс отслеживания его роста. Приходили дети, которые совсем ничего не знали, но в итоге они достигали больших успехов. Помню, был одиннадцатиклассник, не желающий учиться. Я с ним поговорила, мы начали заниматься, телефон у меня вечерами был горячий, потому что парень звонил и спрашивал, как и что решать. В результате, поступил в университет и остался там научным сотрудником, – вспоминает собеседница.

Главное в понимании точных наук – логика. Как раз ее в школьных учебниках зачастую нет.

– Хаос в книгах был и во времена Союза, а сейчас так вообще. Советские учебники хороши тем, что в них все всегда доступно объяснялось, но с заданиями часто было туго, уровни смешивались. В сегодняшних книгах нет ни того, ни другого. Детей в рамках эксперимента мы научили понимать и находить эти ошибки, работать с ними. Но, к сожалению, наша работа не была принята, Койшибаев подпортил себе репутацию, и все кануло в лету. Если бы эта система работала сегодня, мы были бы впереди всей планеты по уровню знаний, – считает Бибигуль Суюндукова.

Полина ШКАРУБО,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77