Костанай и костанайцы

Пищат не там, где нужно

или о том, как костанайцев обвиняют в воровстве

Противокражные системы работают по одному принципу, а чипы и магнитные наклейки – по-другому.

Противокражные системы начали устанавливать в магазинах Костаная несколько лет назад. Сегодня ими оборудованы многие торговые точки, в особенности супермаркеты и магазины одежды. Сталкиваться с этими «железяками» хоть раз приходилось каждому. Выходя из магазина, проскальзывает мысль: «Хоть бы не запищало». Ведь невозможно предугадать, когда они могут дать сигнал. Недоверие к системам идет из страха, что человека могут обвинить в воровстве. А от мысли, что это может произойти, вовсе бросает в дрожь. Во-первых, по причине общественного осуждения, а вдруг люди начнут оборачиваться и думать, что ты пытался вынести вещь, за которую не платил. Во-вторых, стать козлом отпущения по-настоящему неприятно и обидно.

СИСТЕМНЫЕ ЖЕРТВЫ

Существует несколько видов противокражных систем: электромагнитные, радиочастотные, акустомагнитные. Они включают в себя комплекс приборов: метки, датчики, антенны, деактиваторы и т.п. Принцип работы заключается в приеме и передаче электромагнитных волн к датчику от метки.

В супермаркетах Костаная чаще всего встречаются электромагнитные системы. Именно эти «антикражки» установлены в магазине «Табыс», где произошел неприятный случай с нашей читательницей Динарой.
Она купила новогодние украшения, и уже на выходе сработала электромагнитная система. По просьбе сотрудников безопасности, она вернулась назад. Охрана предположила, что не был пробит чип с товара. Проверили его исправность и вернули покупку, однако рамки снова засигналили. Сотрудники службы безопасности просили покупательницу пройти их несколько раз, то же самое проманипулировали с сумкой. На предположение девушки о сбое системы охрана только отрицательно кивала.

– Наша противокражная система не может дать сбой. Если чип другого магазина не сняли по какой-либо причине, то придя к нам, система это «увидит». Чаще всего мы используем многоразовые чипы, которые называются тайгерами. Они снимаются на кассе и переустанавливаются на другие товары. Есть и одноразовые чипы. Мы их размагничиваем и продаем вместе с товаром, а по желанию покупателя можем их снять, – пояснил сотрудник охраны магазина «Табыс» Булат.

Охранники говорят, что, возможно, на Динаре были вещи из магазина Kari, и именно они сигналили. И действительно, на девушке были ботинки, купленные в этом магазине.

СООТВЕТСТВИЕ НА НЕСООТВЕТСТВИЕ

Чтобы подтвердить или опровергнуть предполагаемую версию охраны магазина «Табыс», мы обратились к администратору торговой сети Kari, где противокражную систему успешно используют на протяжении длительного времени.

На каждой продаваемой здесь вещи есть чипы, которые при покупке обязательно размагничиваются на кассе. Всего их три вида. Они устанавливаются в зависимости от размера одежды.

Руководство магазина Kari впервые слышит о том, что на проданной в их торговой сети одежде есть датчики, которые определяют системы других магазинов. В таком случае получается, что их продавцы не всегда снимают чипы с вещей. Кроме того, такие заявления ставят под сомнение исправность противокражных систем Kari . Но такого, заявляет руководство, быть не может.

– У нас большие чипы и их визуально видно. Покинуть зал невозможно, пока не снимут датчики. За время работы к нам еще ни разу не обращались клиенты с претензией, что у них пищат приобретенные вещи в других магазинах, – поделилась администратор Kari Ирина.

Эксперты в области торговли утверждают, что жертвой пищалок можно стать совершенно случайно. Оказывается, что помимо визуальных чипов есть еще один вид. Даже если вы приобрели вещь, то она все равно может засигналить. На вещах Ostin, LCWaikiki, «Спортмастер» и других есть специальный ярлычок, внутри которого находится магнитная наклейка. Когда потребитель покупает товар, то кассир должен его срезать. В противном случае одежда со вшитой магнитной полоской без нареканий стирается и гладится. Визуально ее не видно, но она может дать сигнал.

ВЗЯТЬ ИЛИ ОСТАВИТЬ – ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС

На этом причины пищалок не заканчиваются. Не зря при входе в супермаркет посетителей просят оставить личные вещи в камерах хранения. Это делается по причине того, что человек может иметь аналогичный товар, продаваемый в магазине.

Вы имеете право не оставлять вещи в камерах хранения, ведь за них руководство магазина ответственности не несет. Однако если вы все же решили взять вещи с собой, то на выходе можно столкнуться с проблемой. Даже купленный месяц, а то и пару лет назад товар, может засигналить. Конечно, в недоумении будут как покупатель, так и сотрудники безопасности. В таком случае, охрана должна убедиться в том, что вещь вскрыта и ею неоднократно пользовались, и больше не предоставлять неудобств потребителю. Такой товар сложно различить, но по состоянию и наличии определенных маркировок сделать это вполне реально.

КАК СЕБЯ ЗАЩИТИТЬ

Зачастую, когда человека косвенно обвиняют в воровстве, то он впадает в ступор. Многие просто не сталкивались с подобной ситуацией, и не знают как вести себя. Чтобы оберечь себя от неловких случаев и не дать себя в обиду, важно знать закон о правах потребителей.

– Работа сотрудников службы безопасности – пресекать случаи кражи. Однако они не должны превышать свои полномочия, и тем более досматривать покупателей. Если есть какие-то подозрения, то нужно посмотреть по камерам. Также в залах присутствуют сотрудники, которые лично следят за людьми. Нужно дождаться правоохранительных органов, которые прибудут на место и зафиксируют факт кражи, либо разберутся в ситуации. В законе наказание за действия охраны не предусмотрено. Поэтому сотрудники обязаны извиниться перед потребителем, – пояснила эксперт Общества защиты прав потребителей «Фемида+» Куралай Ахмединова.

Случаи неправомерного поведения охраны в Костанае уже были. Пару лет назад в «Фемиду+» уже обращалась пожилая женщина, которой устроили настоящий досмотр в продовольственном магазине. Женщина испытала шок и в слезах поделилась произошедшим. Ее на глазах у других покупателей обвинили в воровстве, а ошибившись, даже не извинились. Чтобы прояснить ситуацию, сотрудники «Фемида+» позвонили руководству магазина и разъяснили им права потребителей. Те признали свою неправоту и извинились перед женщиной. К тому же в качестве моральной компенсации презентовали ей небольшой подарок.

СЛОМАТЬ, ЧТОБЫ УКРАСТЬ

Противокражные системы созданы для честности и прозрачности действий со стороны потребителей. Однако и их пытаются обходить стороной. Некоторые люди изощряются над защитной системой. Например, обманным путем берут на примерку много вещей, а когда сдают их, продавцы не досчитывают товар. В примерочной, где не ведется видеонаблюдение, покупатели умышленно ломают датчики сигнализации противокражных систем, надевают вещи на себя, а затем спокойно покидают бутик. Правда, не у всех это получается. Охрана магазина вовремя срабатывает и пресекает подобные случаи. Они вызывают правоохранительные органы. Прибывшие сотрудники полиции фиксируют факт кражи и заводят дело на правонарушителя.

БОРЬБА СВОИМИ СИЛАМИ

Антикражки все больше сталкивают покупателей с Законом РК «О защите прав потребителей». Необходимо знать, что в случае возникновения проблем, можно обратиться в правоохранительные органы и в Общество защиты прав потребителей «Фемида+». Но вот вопрос – если интересы покупателей еще могут как-то защитить, то кто встанет на сторону персонала магазина?

Дина НУГМАНОВА

Фото Багдада АХМЕТБЕКОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77