Предприятие, отвечающее за вывоз твердых бытовых отходов в Костанае, завершило период масштабной внутренней реорганизации.
Компания заявляет об устранении хронических мусорных коллапсов и переходе к европейским стандартам обращения с ТБО. Однако эти успехи меркнут на фоне системных проблем, которые ставят под угрозу финансовую стабильность предприятия и экологическое благополучие региона. Речь идет о катастрофическом уровне неплатежей, борьбе за дефицитный грунт на полигоне и необходимости привлекать рабочую силу из-за рубежа. О закулисной борьбе за чистоту города и выполнении требований нового Экологического кодекса рассказывают директор ТОО Мария Нефедова и заместитель директора Владимир Лопатин.
130 ТЫСЯЧ «БЕЗБИЛЕТНИКОВ»
Самым острым вопросом, подрывающим экономику предприятия, является массовый отказ населения от оплаты услуг. В то время как «Тазалык» инвестирует миллионы в новую технику и переоборудование, значительная часть горожан не платит за вывоз ТБО.

– На сегодняшний день мы сталкиваемся с тем, что услугами нашего предприятия без договора пользуются около 130 тысяч человек. Чтобы вам было нагляднее, это практически все население такого небольшого города, как Рудный, – делится тревожными цифрами директор Мария Нефедова. – При официально зарегистрированном населении Костаная в 270 тысяч и неофициальных порядка 350 человек, активных действующих договоров у нас заключено всего на 210 тысяч пользователей. Эта колоссальная армия неплательщиков попросту паразитирует на системе, перекладывая свои расходы на плечи добросовестных граждан.
Проблема усугубляется отсутствием доступа к актуальной базе данных прописанных жильцов, которую, согласно Экологическому кодексу, должен предоставить местный исполнительный орган. Это законодательное требование не исполнено.
– Мы работаем буквально вслепую. Приходит человек и, чтобы снизить платеж, заключает договор на одного члена семьи, предъявляя справку, а по факту в квартире проживают семь или восемь. Он нам платит за одного, а мусор выносит за всех. Мы вынуждены бороться с этим обманом, расширяя штат юристов. Уже взыскали порядка 45 миллионов тенге старых долгов через суды, но работать в таком режиме – постоянный стресс и колоссальные потери. И это при том, что первым делом мы всегда пытаемся договориться: рассылаем досудебные уведомления, обзваниваем абонентов, – говорит Нефедова.
Заместитель директора Владимир Лопатин объясняет, как недобросовестность абонентов напрямую сказывается на чистоте городских дворов и приводит к мнимому мусорному коллапсу.

– Многие, видя переполненные контейнеры, сразу обвиняют нас в плохой работе. Но здесь кроется системная ошибка, – поясняет Лопатин. – Количество контейнеров на площадке рассчитывается не хаотично, а строго по нормам накопления ТБО, утвержденным маслихатом. Один евроконтейнер рассчитан на 215 человек при ежедневном вывозе. Представьте: в доме 300 квартир, но договоры у нас заключены только на 210 жильцов. Мы по закону ставим один контейнер и ежедневно его вывозим. Но если в доме по факту проживают 500–600 человек, контейнер, естественно, будет переполнен уже к середине дня. Мы, проявляя гражданскую ответственность, вынуждены ставить дополнительные баки за свой счет, чтобы не допустить мусорного коллапса, но это не решает корневой проблемы – люди должны платить за себя!
Для борьбы с этим произволом компания ведет рейдовую работу совместно с участковыми, пытаясь привлечь нарушителей по статье 505 Административного кодекса за нарушение правил благоустройства, борясь с теми, кто устраивает несанкционированные свалки вокруг контейнерных площадок. Но пока эта работа происходит, во дворах города до сих пор не редкость увидеть переполненные мусорные контейнеры, особенно в выходные. Насколько это вина неплательщиков – вопрос открытый.
ТЕХНИКА И ЛОГИСТИКА
Несмотря на финансовый кризис, вызванный неплатежами, компания осуществила полное техническое перевооружение, которое помогло искоренить регулярные мусорные коллапсы.
– Это наша главная цель. Мы помним, какие постоянные проблемы были прошлой зимой. Сейчас можем смело заявить: этот вопрос решен, а количество жалоб в службу «Айкомек» сократилось. Мы не входим даже в десятку самых проблемных организаций города, – подчеркнула Мария Нефедова.
Ключом к успеху стало масштабное обновление и восстановление автопарка. За период 2024–2025 годов компания инвестировала в новую технику и переоборудование, восстановив 15 единиц старого, но работоспособного транспорта.

– Мы полностью выполнили обязательства по замене старых железных контейнеров на современные евроконтейнеры. Для этого купили четыре новых мусоровоза, переоборудовали собственные машины с устаревшей боковой загрузкой на две новые евроустановки с задней загрузкой. Это позволяет нам работать с новыми благоустроенными площадками, которые сейчас строит акимат и с маневренными машинами (8-10 кубов) для узких дворов в центре города, куда не может проехать крупногабаритная техника, – рассказала Нефедова.
В ТОО говорят, что вся их техника оснащена GPS-навигацией с датчиками уровня топлива.
– Это не просто контроль маршрутов. Это инструмент, который позволил нам практически полностью сократить хищения топлива на предприятии. Если раньше были вопросы: сколько наездил и сколько потратил, то сейчас автоматизированная система считает все сама, – пояснил Лопатин. – Мы полностью пересмотрели маршрутную сетку, оцифровали город и разделили его на логистические карты. Каждая машина убирает свой участок по пути на полигон и обратно, что значительно сокращает холостой пробег и расходы.
НЕ РОСТ, А ОПТИМИЗАЦИЯ
Вопрос повышения тарифа предприятием остается болезненным для населения, сейчас он рассматривается в суде.
– Я бы назвал это не увеличением тарифа, а его оптимизацией, – акцентирует внимание Владимир Лопатин. – Тариф, который мы использовали до недавнего времени, был рассчитан на основе данных и цен 2018 года. Четыре года ушло на рассмотрение вопроса, мы просто не могли существовать в этих рамках. Предприятие – не благотворительный фонд. Нам нужно платить достойную зарплату, покупать дорогую технику, выполнять требования Экологического кодекса. Мы не добываем ресурсы. Мы, как и другие коммунальщики, отдаем городу ресурс – чистоту. Поэтому тариф должен соответствовать реалиям, чтобы полноценно функционировать.
Мария Нефедова подтверждает, что средства от оптимизации направляются в первую очередь на персонал и восстановление материальной базы.
– Водители у нас получают от 450 тысяч тенге, что выше среднего по городу. Мы должны привлекать людей достойными условиями, потому что к нам идут в самую последнюю очередь, – замечает Нефедова.
КАК МИННОЕ ПОЛЕ
А вот ситуация на полигоне ТБО – это настоящая экологическая проблема, которая требует немедленного вмешательства местных властей.
– Многие до сих пор считают полигон просто ямой, куда можно бесконечно сваливать мусор. Но на самом деле это сложная инженерная система, которая должна работать по принципу слоеного пирога: метр отходов, метр грунта, – объясняет Владимир Лопатин.
Он напоминает, что масштабный весенний пожар на полигоне – прямой результат хаотичной эксплуатации, когда свалка разрабатывалась без соблюдения норм. Многие годы не было ни правил, ни понятий, ни действующего Экологического кодекса, что и привело к экологическому дисбалансу.
– Этот старый, неизолированный мусор генерирует газ метан, который самовоспламеняется на глубине 2–3 метров. А огромный объем листвы, которую нам бесплатно привозят после субботников, действует как пух, поддерживая горение. Мы не можем сжигать листву по закону. Законодательство требует создавать компостные ямы, но в городе их нет! Мы вынуждены принимать этот пожароопасный мусор, – возмущается Лопатин.
Руководство ТОО утверждает, что спасение полигона (и соответственно экологии города) зависит от одного фактора: грунта.
– Мы провели топосъемку и расчеты, которые показали: при правильном управлении полигон может служить еще десятки лет. Но для этого его нужно постоянно пересыпать грунтом. Сейчас в Костанае идет большое строительство, грунт постоянно вынимается. Мы обращаемся к акимату: пожалуйста, дайте нам этот грунт. Мы не просим за него платить. Но нам его везут крайне неохотно, сейчас поставки почти прекратились, – говорит Лопатин.
По его словам, объем листвы и веток только от одного общегородского субботника составляет более 4 тысяч кубов. Для изоляции такого объема требуется колоссальное количество грунта.
– Сейчас мы вынуждены тратить собственные, крайне ограниченные средства на аренду техники и даже покупку грунта. Это расходы, которых не должно быть в нашей смете, но что-то делать приходится. Без грунта полигон – это бомба замедленного действия. Мы, конечно, сделали опашку территории, поставили резервуары с водой и переоборудовали один водовоз для тушения, но без грунта это лишь полумеры. Это кажется, что полигон далеко, но на самом деле это экология, и если где-то что-то пойдет не так, пострадает весь регион, – резюмировала Мария Нефедова.
ИНОСТРАНЦЫ В ДЕЛЕ
Не все было гладко и в вопросе сортировки мусора. С внедрением мусоросортировочной линии (это требование Экологического кодекса) предприятие столкнулось с неожиданным препятствием – полным отсутствием интереса со стороны местного населения.

– На полигоне давно установлена линия, но она не работала. В прошлом сортировочный комплекс все-таки запустили, но мы столкнулись с кадровым голодом. Профессия оператора сортировочной линии у нас не востребована. Мы пытались работать с местным населением, но часто это люди, ведущие маргинальный образ жизни. А ведь здесь и техника безопасности, и ответственное отношение к работе, которые требуют квалификации, – пояснила Мария Нефедова.
Чтобы обеспечить работу линии, компания была вынуждена пойти на непопулярный шаг и привлечь иностранную рабочую силу.
– Мы получили квоту на привлечение 20 граждан Таджикистана. Они официально трудоустроены и работают операторами с достойной зарплатой, которая составляет от 350 тысяч тенге и зависит от объемов отсортированного сырья. Более того, эти специалисты сейчас обучают наших сотрудников, передавая им квалифицированный опыт, – добавил Лопатин. – В других городах Казахстана на таких линиях работают местные жители, но у нас почему-то сложился стереотип, что это грязная и непрестижная работа, хотя зарплата более чем конкурентная.
Параллельно «Тазалык» выполняет требования Экокодекса по переработке, заключив договор с Коркинским стекольным заводом на поставку стекла и запустив собственный цех по производству брусчатки, люков и георешетки из вторсырья. Вместе с компанией «Атамекен» сейчас устанавливается мощный пресс (75 млн тенге) для прессовки пластика, картона и банок, что позволит существенно сократить логистические расходы при отправке на заводы.
В качестве долгосрочной меры по изменению культуры отношения к отходам «Тазалык» совместно с экоклубом Neco запускает детский учебный центр на базе своих теплиц.
Полина ЦИММЕР,
фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77
