Социум

«Пусть водители извиняются перед нашими детьми!» – в Костанае обсудили проблемы общественного транспорта

На встречу пришли представители компаний-перевозчиков и люди с ограниченными возможностями, чьи права в последнее время попирают особенно часто

Проведение диалога между предпринимателями, властью и народом инициировал аким Костаная Марат Жундубаев. Он решил дать высказаться всем участникам и в итоге сформировать список проблем и пути их решения.

Руководитель отдела ЖКХ Костаная Данияр Сабитов в начале встречи сообщил, что в городе из 404 остановочных пунктов только 71 адаптирован для инвалидов, что составляет 18,5%. По плану в этом году установка 100 новых павильонов, около которых уложат тактильную плитку. В результате от общего числа остановок адаптированными станут 42,5%.

– У нас 39 маршрутов, 293 автобуса. Из них 117 приспособлены для лиц с ограниченными возможностями, или 40%, – продолжил Сабитов. – При проведении тендеров преимущество имеют те перевозчики, у кого автобусы оборудованы пандусами. Мы направили всем перевозчикам уведомления о необходимости создания условий для инвалидов, о проведении обучающих семинаров по посадке и высадке пассажиров с ограниченными возможностями.

Почему вообще эта тема стала вдруг актуальной? С конца августа произошло два громких случая, когда права инвалидов были нарушены водителями автобусов. «Наш Костанай»подробно писал об этом. К примеру, 30 августа инвалид-колясочник Никита Журавлев не мог уехать в нужном направлении, потому что водитель отказывался откидывать пандус. На эту историю отреагировал акимат Костаная. Водителя маршрута №24 привлекли к дисциплинарной ответственности.

Руководитель ситуационного центра IKomek Азель Айсабаева рассказала, что с 1 марта этого года на перевозчиков поступило 428 жалоб. В разрезе: на ТОО «ТТS» – 111, «Компанию STA» – 97, ИП «Брунер» – 92, ПК «Альтаир» – 75, ТОО «Жарык Жол» – 53 жалобы.

Как город их отрабатывает? В основном сообщает руководителям компаний устно, иногда письменно отправляет претензии и уведомления. Таковых с 1 марта разослали 11.

– Структура обращений в наш центр такая: от общего числа консультационный характер имеют – 123, касаются инцидентов или конкретных жалоб – 291, предложения по работе – 9, благодарность водителям – 5, – отметила Азель Айсабаева. – Люди жалуются в основном на нарушение интервала, малое количество автобусов на линии, грубое вождение, нарушение ПДД, неадекватную реакцию на замечания, необоснованное требование документов, отказ работать с пандусом.

Именно от людей с ограниченными возможностями в IKomek с 1 марта поступило 18 обращений. Так, 15 сентября водитель маршрута №11 требовал с инвалида оплату наличными, угрожая, что попросит всех коллег не возить больше этого пассажира.

– Когда подъехали взрослые дети, водитель понял, что не прав, вернул деньги и высадил пассажира на нужной остановке, – рассказала Азель Айсабаева. – Есть факты неадекватного отношения к инвалидам, порой водители не хотят использовать пандусы. Многие водители признавались: они не знали о том, что обязаны оказывать помощь таким пассажирам…

Выслушав все это, Марат Жундубаев спросил: а есть ли вообще толк от бесед с водителями и семинаров? Если человек грубо нарушает, возможно ли его перевоспитать?

– Давайте мы заложим это в госзаказ, мы дадим деньги, небольшие деньги. За счет города будем проводить обучение среди водителей. Перед тем, как выйти на работу, они, наверное, должны сдавать квалификационные экзамены. Они же с людьми работают, – подчеркнул аким Костаная.

Марат Жундубаев также предложил оснастить автобусы табличками, которые бы предупреждали, есть здесь пандус или нет. Это будет включено в техспецификацию при проведении тендеров.

Инвалид-колясочник Татьяна Максименко рассказала, что просила еще заместителя акима области, Виктора Ионенко, повесить в автобусах таблички, которые бы напоминали водителям о правах людей с ограниченными возможностями. Идея в жизнь так и не воплотилась.

Никита Журавлев попросил пускать по вечерам больше автобусов, которые оснащены пандусами, а также выделять больше финансов на работу инватакси.

– Нужно еще добавить машины, заказов много. Сегодня я еле как смог договориться, чтобы приехать сюда, – сказал парень.

Заместитель акима города Алмат Исмагулов ответил, что в этом году средств выделили больше, чем в прошлом, и вообще финансирование растет, согласно потребностям.

Чтобы избежать проблем с отсутствием автобусов, оснащенных пандусами, председатель ОО «Умит – Надежда» Аруна Жаксагулова предложила акимату закупить складные пандусы. Каково же было удивление, когда оказалось, что таковые в наших автобусах имеются…

– Мы их используем уже в течение последних семи лет, – подтвердил замдиректора ИП «Брунер» Александр Волкун. – Покупали мы их еще в Германии, более 40 штук, пандусы всегда стоят около водителей. Качество хорошее, нареканий нет.

На всех основных маршрутах у перевозчиков такие пандусы есть, только почему о них не знают ни водители, ни пассажиры?

Илья Вираховский, который также передвигается на коляске, пожаловался акиму, что новые автобусы совершенно не подходят для колясочников: в них элементарно негде развернуться и нельзя нормально выйти. Кроме того, в приложении «SMS BUS», где можно смотреть за передвижением общественного транспорта, не видно, какие автобусы оснащены пандусами.

Председатель ОО «Ассоциация инвалидов, больных гемофилией «Тумар» по Костанайской области Лейла Балгабаева эмоционально попросила акима взять на свой контроль вопрос о наличии у детей-инвалидов с собой подтверждающих документов. У ее сына, об этом «НК» уже тоже писал, при оплате проезда соцкартой водитель автобуса №38 требовал справку об инвалидности.

– Я сама тогда была в Аулиекольском районе, со дня трагедии там нахожусь. В тот день, когда водитель моего ребенка расстроил, передо мной стояло 200 человек на получение гуманитарной помощи. Я все это остановила, попросила по телефону представиться. Никто этого не сделал. Что я должна после этого думать о вас? – обратилась к перевозчикам Лейла Балгабаева. – Значит, вы не относитесь к этой проблеме серьезно. А мы теряем таких детей! Вчера в Аулиекольском районе 15-летний подросток повесился. Мы можем знать, в чем причина? Нет! Такие ситуации, которые вы создаете вокруг себя, не подумав, дают подобные результаты. Не надо никогда унижать инвалидов. Если у него есть карта, он ее получил не спроста. Прошу, пожалуйста, Марат Кунисбаевич, возьмите эту ситуацию под контроль. Это очень серьезно, когда детей прилюдно унижают.

О подобной ситуации рассказала и жительница Костаная Вера Троегубова.

– По внешнему виду моего ребенка не скажешь, что она инвалид. Один раз карта не сработала, дочь заплатила 150 тенге. Хорошо, что была мелочь, – отметила женщина. – Второй раз я ехала с ней. Водитель автобуса №12 потребовал документ, прокричал на весь автобус и не выпускал нас. Потом сфотографировал нас, угрожал прокуратурой. Я потом ребенка еще долго успокаивала, а ей нельзя нервничать.

Марат Жундубаев попросил ТОО «Alem Pay», которое выдает проездные карты, продумать в сжатые сроки варианты разрешения ситуации: сделать мобильную карту, где будет фото ребенка, либо сделать карты уже с фотографиями, чтобы в дальнейшем таких ситуаций больше не происходило.

– Я хотел бы извиниться для начала, – выступил директор ТОО «Alem Pay» Сагадат Ниязбаев. – Но мы раздали 1000 карт, и у нас уже есть факты мошенничества. Порядка трех случаев выявили, что либо родители, либо сестры ездят по этим картам.

Вопрос с фото на картах, сказал Ниязбаев, его компания уже отрабатывает.

В конце встречи представитель ИП «Брунер» заверил, что они стараются работать с водителями, объяснять им правила поведения, но это не всегда имеет эффект.

– Я, когда встречаюсь с водителями, всегда прошу их относиться ко всем людям так же, как к себе, – высказался Александр Волкун. – Все сказанное бумерагом вернется. Особенно к детям и пожилым нужно относиться вежливо. Предприятие не разбогатеет, если вы возьмете деньги с ребенка. Не думайте, что перевозчики за каждую копейку трясутся. Но иногда на наши замечания от водителей слышим: «Не хочешь, не буду работать». Тут уже говорили про кадровый голод… Но мы со своей стороны работаем. Мы вас прекрасно понимаем.

«НК» проследит, как поручения акима будут выполнены.

Татьяна НАЗАРУК, фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77