Максим Моргунов на госслужбе уже 23 года, по совместительству является уполномоченным по этике
Наш разговор о том, какой он, современный государственный служащий.
– Максим Валерьевич, что выделите главным в этом вопросе, какие качества?
– В первую очередь это скромный, вежливый, честный человек, открытый для общества. Что подразумевает открытость? Когда люди обращаются к госслужащему, он в любом случае должен помочь решить проблему в рамках своей компетенции, всегда по возможности принять людей лично и поговорить. А главное, слышать. Обо всем этом говорил и Глава нашего государства. При этом госслужащий никогда не должен пользоваться своим служебным положением для исполнения каких-либо личных целей. Несмотря на то, что заработная плата небольшая, перед тем, как пойти на госслужбу, люди должны четко осознавать, куда они идут, и безукоризненно выполнять свой долг.
– Расскажите, пожалуйста, об успешных продвижениях по служебной карьере, которые вы наблюдали.
– Таких примеров много. Если говорить конкретно по аппарату акима города, то за последние полтора года повышений было достаточно. Например, главный специалист финансово-хозяйственного отдела аппарата акима Разия Киялбекова, проработав несколько месяцев и зарекомендовав себя с лучшей стороны как квалифицированный и ответственный специалист, стала главным бухгалтером и руководителем отдела. Или Куаныш Нурмухамедова, она работала инспектором в отделе цифровизации, а спустя время за свой труд и заслуги также назначена руководителем отдела. Татьяна Богомолова работала главным специалистом РАГСа, теперь главный инспектор юридической службы аппарата акима города Костаная. Одним из самых ярких примеров является Мажит Шуленов, который занимал должность советника акима города, а позже стал заместителем по социальным вопросам.
– Есть много ситуаций, когда руководители отделов не отвечают на вопросы лично, это правильно?
– Я считаю, что руководители должны работать через свою пресс-службу. Так как пресс-секретарь это не только тот человек, который доносит какую-либо информацию, он также ее обрабатывает, преподносит таким образом, чтобы она не звучала как бюрократическая отписка, а была понятна для населения и адресата, который ее запрашивал. Кроме того, руководители, конечно, могут и сами работать через средства массовой информации. Сейчас наблюдаем живые примеры, когда руководители не противятся, а как раз, наоборот, активно выступают в СМИ, всегда на виду. Поймите, руководители, как правило, всегда загружены, поэтому им приходится отдавать полномочия, отвечать пресс-службе, которая, собственно говоря, для этого и создана. Все это делается для того, чтобы сократить время на ответ, а не из вредности того или иного руководителя.
– Давайте коснемся вашей деятельности как уполномоченного по этике. Что входит в обязанности? Каков круг интересов?
– Объем работы большой. В первом полугодии 2023 года мной оказана индивидуальная консультативная помощь 27 госслужащим и шести физическим и юридическим лицам. Моя работа – это не только семинары, совещания и круглые столы. Во многом это еще и невидимая деятельность. Я как руководитель аппарата, а также уполномоченный по этике, в первую очередь заведую кадрами. И в целом должен знать о состоянии морально-психологического климата аппарата акима города Костаная. Общаясь с коллегами только по рабочим вопросам, этого добиться невозможно. Поэтому во время беседы часто стараюсь говорить не только на профессиональные темы, но и пытаюсь выяснить, как дела в коллективе, что у человека на душе. С помощью дружеских и доверительных отношений можно многое понять. Часто стараюсь помогать советом, выслушать. Возможно, вызвать на разговор руководителя, который создает подчиненному стрессовые ситуации. Поэтому нельзя говорить, что я провожу только круглые столы и совещания. Все это, конечно, тоже работа, но общение с госслужащими напрямую дает много ценной информации, чтобы контролировать ситуацию.
– Как, по вашему мнению, госслужащий должен работать с населением?
– Сейчас руководители становятся более открытыми народу. Многие стараются доносить информацию через СМИ. Помимо этого, у большинства есть странички в таких соцсетях, как Инстаграм, Телеграм, где кроме ежедневного отчета о проделанной работе, есть контактные телефоны для связи.
– И все же, почему многие чиновники не всегда отвечают на вопросы СМИ и населения?
– Да, вы правы, госслужащие, действительно, порой не идут на контакт. Но это связано не со страхом. В основном такое происходит, когда у них нет достаточных знаний, информации, компетенций или полномочий. Другой причиной может быть просто неумение публично общаться. Мы с этой проблемой боремся. Все госслужащие регулярно проходят курсы для развития способности коммуникации и получают навыки общения как с населением, так и со СМИ.
– Есть такое мнение, что у госслужащих низкая зарплата…
– Я бы так не сказал, она средняя. Да, конечно, многие врачи и педагоги сейчас получают гораздо больше, чем госслужащие рядового звена. Поэтому я считаю, что заработную плату нужно повышать на всех уровнях. В то же время хотелось бы отметить, что госслужащие обеспечиваются соцпакетом. Кроме этого, у нас есть система оценки эффективности работы. Проводится она раз в квартал, и по итогам прошедшего времени госслужащему выставляются оценки – насколько он эффективно выполняет поставленные перед ним цели и задачи. В конце года, если оценки были хорошие, это впоследствии может влиять на размер бонусов, а также продвижение по службе.
– Могут ли ваши подчиненные посещать увеселительные заведения?
– Запрета нет. Госслужащие тоже люди и имеют право отдыхать. Но находясь в том же кафе, даже внерабочее время, человек должен соблюдать этические нормы. Нельзя употреблять спиртные напитки и устраивать конфликтные ситуации. Это нелегко, но госслужащий должен помнить о том, кто он.
– А кто был личным примером на вашем трудовом пути?
– Я начинал работать на госслужбе простым специалистом отдела организационно-контрольной работы. Было это в 2000 году. Человек, у которого я многому научился, – тогдашний руководитель аппарата акима города Костаная Маркиза Жаксыбергенова. Это пример деловой женщины. Она была жесткой, строгой, но в то же время справедливой. Это руководитель, который знал, как нужно сплотить коллектив, как решать проблемные вопросы.
– Как говорится, в жизни все бывает – нагрубили госслужащему. Как он должен поступить?
– Да, бывают ситуации, когда со специалистами разговаривают некорректно, на повышенных тонах, порой даже переходят на оскорбления. В этом случае госслужащий всегда должен стоять над ситуацией и никогда не отвечать тем же. Говорить по существу, прямо, четко и без лишних эмоций. Конечно, все мы люди, но госслужащий не должен допускать, чтобы к его этическому поведению были бы какие-то нарекания.
– А как быть, если чиновник повел себя непрофессионально?
– Если вы встретили в своей жизни какие-то случаи нарушения Этического кодекса госслужащими, вам нагрубили или отказались отвечать на ваши вопросы без веской на то причины, вы всегда можете обратиться ко мне напрямую. На сайте акимата города Костаная есть все контакты. Помимо этого, такими же полномочиями обладает департамент Агентства по делам государственной службы, можно обращаться и туда. Но молчать нельзя ни в коем случае! Ваши жалобы будут приняты и рассмотрены на рабочем совещании с приглашением виновных лиц. Там уже смотрим по ситуации – либо даем рекомендации о том, чтобы подобное не повторилось, либо, если нарушение серьезное или совершено не впервые, разговариваем уже по-другому.
Сергей ЗАИКА,
фото героя материала
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77