Правопорядок

Самые опасные марки автомобилей назвали костанайские полицейские

Антирейтинг возглавили Lada, Chevrolet, Volkswagen…

2024 год в Костанайской области ознаменовался тревожным ростом числа дорожно-транспортных происшествий. Согласно официальной статистике, в прошлом году было зарегистрировано 1 232 аварии, в которых погибли 83 человека, а 1 578 получили различные травмы. Для сравнения: в 2023 году было зафиксировано 462 ДТП.

Лидируют происшествия с участием автомобилей марки Lada — 296 ДТП. На втором месте — машины Chevrolet, которые стали участниками 122 аварий. Далее идут автомобили марок Volkswagen и Hyundai. Стоит отметить, что большинство аварий происходят из-за превышения скорости, выезда на встречную полосу и нарушений маневрирования. Об этом сообщает старший инспектор по особым поручениям УМСП ДП Костанайской области Елена Магасумова.

Также необходимо отметить, что наибольший процент происшествий приходится на водителей в возрасте от 18 до 45 лет. В группе 18–25 лет было зафиксировано 169 ДТП, в которых 9 человек погибли, а 175 получили травмы. В группе 25–35 лет произошло 242 аварии, в которых 16 человек погибли и 273 были ранены.

Одной из самых горячих тем, вызвавших широкий общественный резонанс, стали праворульные автомобили. С 1 января 2025 года в Казахстане вступил в силу закон, запрещающий использование праворульных автомобилей для перевозки пассажиров в такси. Это ограничение касается как машин с правым рулем, так и тех, которые были переделаны в леворульные. Власти приняли решение, что такие автомобили создают повышенную опасность для других участников дорожного движения.

— Праворульные автомобили действительно представляют угрозу безопасности. У водителя таких машин ограничен обзор, особенно при обгоне, что приводит к выезду на встречную полосу. Это увеличивает вероятность аварий, и мы видим это в статистике, — отмечает Елена Магасумова.

Пример недавнего инцидента: 16 декабря 2024 года в 10 километрах от села Герцено на трассе «Костанай — Аулиеколь — Сурган» столкнулись автомобили марки Volvo и Toyota Alphard. В результате страшной аварии три пассажира скончались на месте, еще трое были госпитализированы.

Ситуация с такси и праворульными автомобилями в регионе требует отдельного внимания. Несмотря на запрет, такие машины все еще активно применяются в сфере такси. Однако установить факт того, что автомобиль используется для платных перевозок пассажиров, весьма трудно.

— Проблема в том, что доказать факт использования машины в качестве такси бывает сложно. Пассажиры часто отказываются свидетельствовать, что они ехали на платной основе. В результате полиция сталкивается с трудностями в расследовании, — объясняет Елена Магасумова.

Как действовать пассажирам, если они столкнулись с нарушением?

— Если пассажир заказал машину, а приехала праворульная, важно зафиксировать номер автомобиля, данные водителя, а также сделать фото машины и салона, если это возможно. Желательно также сохранить доказательства оплаты поездки, так как это поможет подтвердить факт платной перевозки. Только в этом случае можно обратиться в полицию, где составят протокол, а суд примет решение о правомерности использования праворульного автомобиля, — рассказывают в полиции.

Переоборудование праворульных машин в леворульные официально запрещено в Казахстане. Однако такие автомобили продолжают поступать на рынок через перегон, чаще всего из-за рубежа, где это переоборудование не запрещено. При этом такие машины оказываются в зоне повышенного риска. Например, в процессе переоборудования может быть нарушено правильное расположение элементов управления или системы безопасности, что негативно сказывается на удобстве и безопасности водителя.

Кроме того, важным аспектом безопасности является VIN-код автомобиля. У праворульных машин он содержит 13 символов, в то время как у леворульных автомобилей — 17. Это отличительное свойство помогает выявлять автомобили, которые были переоборудованы незаконно.

Как мы упоминали ранее, частыми виновниками аварий также становятся автомобили Chevrolet Cobalt. Причина в том, что эти машины доступны по относительно низкой цене, что делает их популярными среди владельцев такси. Однако, несмотря на свою доступность, Cobalt не всегда соответствует современным евростандартам безопасности. Водители и пассажиры часто становятся жертвами аварий именно из-за того, что эти машины не обеспечивают должный уровень защиты в случае столкновения.

Асем БАЙКАНОВА, фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77