В ритме города

Семья из Татарстана разыскивает родственников в Костанае спустя 50 лет

Эта история началась в тот момент, когда Эльвира Бикчурина – жительница татарского города Зеленодольска, что в 30 минутах езды от Казани, набрала в Instagram слово «Костанай», и поисковик выдал страничку «НК»

Но если быть точными, корни повествования уходят еще дальше – в 60-е годы прошлого века. Это рассказ о расставании и пока безрезультатных поисках, а еще о надежде, которая теплится в сердцах нескольких человек.

Сначала, все как обычно. Жили-были в деревне Старые Чечкабы Гайнетдин и Хамделниса Габитовы. В 1928 году у них родилась девочка, которую назвали Хания. Через четыре года появилась еще одна дочка – Сания, всего же в семье было шестеро детей.

Дальше рассказывает сама Эльвира:

– Хания вышла замуж за казаха из Костаная, его звали Кусаинов Тимергали (орфография сохранена). Он забрал Ханию с собой в Казахстан, в браке родилось шестеро детей. О них у нас мало сведений: старшую, 1951 года, звали Ханжаем, был еще сын Ильшат, а младшая, Гульнара, 1966 года рождения. Когда Гульнаре исполнилось два года, ее мама умерла. И тогда Тимергали приехал к моей бабушке и предложил стать его женой, чтобы воспитывать племянников. Сания отказалась, а зять пообещал: его дети никогда не узнают о родственниках в Татарстане.

Последняя просьба

Как сложилась жизнь Сании? Она вышла замуж, родила единственную дочь Рушанию – маму Эльвиры. Судьба отмерила женщине короткий срок, и в 16 лет Рушания осталась без мамы. Но перед смертью Сания взяла с дочки обещание разыскать двоюродных братьев и сестер.

– Ведь это близкие люди, наши родственники, а получается, что мама никогда их и не видела, – с горечью говорит Эльвира.

Рушания пыталась отыскать следы братьев и сестер, несколько раз писала на программу «Жди меня», отправляла фотографии. Безрезультатно. Через много лет теперь уже Эльвира дала слово маме, что постарается отыскать людей, в чьих жилах течет кровь рода Габитовых:

– О них знаю очень мало. Например, то, что в свое время Хания гостила со старшей дочерью Ханжаем в Старых Чечкабах, и та должна помнить поездку. А еще, как вспоминают старожилы деревни, Хания и Сания были серьезными, немногословными и чистоплотными. В этом мы с бабушкой похожи.

Эльвира признается: после безуспешных попыток найти хотя бы какую-то зацепку, несколько лет об этой истории в семье не вспоминали. И только недавно внучку Сании будто осенило: в поисках поможет интернет! Что было дальше, вы знаете.

Два Костаная?

В разговоре Эльвира, несколько раз говоря о Костанае, упомянула слово «поселок». Я объяснила, что Костанай всегда (по крайней мере, последние 143 года) был городом, и еще переспросила: «Точно поселок?».

– Да-да, точно Костанай. Поселок Костанай Семипалатинской области, – уверенно ответила собеседница.

Здесь поиски совершили очередной кульбит и наткнулись на глухую стену фактов. Семипалатинской области давно не существует, и до недавнего времени ее территория входила в состав Восточно-Казахстанской. Все бы ничего, но, как сообщает Гугл, и в ВКО нет поселка – тезки нашего города. Есть Карасу, Камысты, есть даже Казахстан. Но не Костанай. Как и Эльвира, журналисты «НК» не отчаиваются. Теперь мы тоже причастны к этой истории и очень хотим, чтобы родные люди, которых разделяют тысячи километров и несколько десятилетий, воссоединились. Следующий шаг – связаться с коллегами из ВКО и вновь образованной Абайской области, чтобы объединить усилия в поисках. А потому продолжение следует…

P.S. Возможно, кто-то из костанайцев по счастливой случайности все же знаком с героями истории – потомками Хании Кусаиновой (Габитовой). Если это так, просим обратиться в редакцию.

Елена НОВАК,
фото из личного архива


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77