COVID-2019
в Казахстане



Вся информация здесь

105618

Выздоровевших

110402

Зарегистрированных случаев

3581

Зарегистрированных случаев в Костанайской области

1796

Летальных случаев

Наш Костанай

Сколько будет пива, решает народ

Костанай на глазах превращается в большую пивнушку

«Наливайки» открывают везде, и всюду – на месте бывших аптек, магазинов и даже детских кафе.

Если приезжему в Алматы обычно сразу бросаются в глаза горы и телебашня «Коктобе», в Нур-Султане – Байтерек и Хан Шатыр, то в Костанае – железнодорожный вокзал, башня с часами и… пиво. Именно напоминание о хмельном напитке в последние годы можно чаще всего встретить на улицах нашего города. Складывается впечатление, что здесь теперь маленькая Прага или Мюнхен, жители которого больше всего на свете любят пенное. Отчасти так и есть. И этому есть свои причины.

В этом месте когда-то была аптека

Сегодня в Костанае насчитывается 120 специализированных пивнушек, притом что в столице, в городе-миллионнике, их немногим больше – 180. После математических подсчетов становится ясно – в Нур-Султане на один алкомаркет в среднем приходится 6700 человек, а у нас примерно 2000. Для небольшого городка вроде Костаная цифра очень даже немаленькая. К тому же важно учесть, что помимо профильных пивнушек, в областном центре есть еще и сотни продуктовых магазинов, почти в каждом из которых отыщется холодильный ларь с пивом.

ГУБИТ ЛЮДЕЙ…

Корреспонденты «НК» решили подсчитать примерное количество мест реализации хмельного напитка и в целом любых алкомаркетов на улицах Костаная. В счет шли магазины, кафе, рестораны, бары, клубы. Хотя стоит признать, что проехав только лишь по двум артериям города, стало понятно: заниматься этим делом дальше не имеет никакого смысла. Мы были ошарашены тем, что только на улице Тәуелсіздік 16 точек продаж алкогольной продукции, а на проспекте Аль-Фараби и его перекрестках – 24. И такая картина по всему городу. Немалый спрос родил немалое предложение. Масла в огонь подлил и карантин. Во время самоизоляции в полку любителей пенного напитка в Костанае заметно прибавилось.

Здесь еще недавно был детский клуб “Микки Маус”

В принципе ожидалось, что люди в период карантина будут пить алкогольные напитки чаще, чем обычно, но думалось, что на вынужденных «каникулах» это будет только в первое время. Но все оказалось совсем иначе. Парадокс однако – люди не работают, а деньги на пиво есть.

– В торговле пивом я уже два года, но таких хороших продаж, как во время карантина, еще не было. Не знаю, с чем это связано, но люди покупали пиво очень хорошо. Кстати, особенно много клиенты закупались перед введением режима локдауна, – отмечает продавец пива Руслан Заикин.

ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ – ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЛИ СПРОС?

Несмотря на то, что реклама алкоголя на телевидении и в других СМИ уже давно запрещена, предприниматели научились обходиться без таких формальностей. Реклама просто перенеслась в непосредственное место продаж пенного напитка – сегодня почти перед всеми алкомаркетами пестрят пропагандирующие лозунги наподобие: «Наслаждаться надо пивом – жизнь тогда пойдет красиво», «С темным пивом – в светлое завтра!», «Лучше много пива – чем мало водки!» и т.п.

Предприниматели утверждают, что этот вид бизнеса менее рискованный и относительно доходный, с быстрой отдачей.

– Заняться этим бизнесом я решил четыре года назад. До этого несколько лет я был банкиром. В один прекрасный день мне надоело работать на дядю, и я открыл свое дело. Начинал все постепенно. За несколько лет я наработал хорошую клиентскую базу, стараюсь, чтобы сервис и ассортимент были на высшем уровне – это залог хорошей торговли, – делится предприниматель Ербол Испулов. – В первое время жильцы близлежащих домов выражали свое возмущение, многим это не нравилось. Но у меня все соответствует необходимым требованиям, работаю без нарушений. В основном к нам приезжают адекватные клиенты, бардака у нас не бывает. Я не сколотил миллионы, езжу на недорогой машине, но при этом всем мне хватает и на хлеб, и на масло. В основном возраст покупателей 30-55 лет. Сейчас многие девушки стали пить пиво, но в основном некрепкое.

Побеседовав с владельцами пивных магазинов, корреспонденты «НК» обратили внимание, что многие из них достаточно молоды – средний возраст предпринимателей от 25 до 45 лет. Эта возрастная категория – люди в расцвете сил. Они решили заняться продажей алкогольных напитков, потому что на эту продукцию всегда был спрос, рисков прогореть и затрат в этом деле меньше. Несмотря на высокую конкуренцию, подобный бизнес очень рентабелен.

– Свою пивную точку я открыл в феврале этого года. Раньше работал продавцом-консультантом бытовой техники. Продажи электроники упали, и моя зарплата стала уменьшаться. Постепенно я сделал вывод, что больше не хочу трудиться наемным работником. Уволился, открыл свое дело. Вскоре начался карантин, но несмотря на это, торговля шла хорошо. Сейчас дела складываются неплохо, начинаю работать в плюс, – поведал молодой предприниматель Акмадьяр Ергазиев. – Столько много пивных магазинов открываются потому, что есть спрос. А это самое важное в бизнесе. Сам я считаю, что очень важна культура пития. Я не сторонник того, чтобы люди напивались до потери рассудка.

Средний чек покупателей довольно недешевый – два литра пива, соленые орешки или копченая рыба выходят почти на 2000-2500 тенге. Во столько обойдется вечерний «расслабон» в домашних условиях. Но ценителей хмеля и солода это ничуть не смущает.

– Пиво дешевле водки, и его намного легче пить. Мы с супругой позволяем себе выпить четыре-пять раз в месяц, покупаем обычно четыре литра пива, плюс закуску, – рассказал любитель пива Юрий Шеффер.

НА ГЛАЗАХ У ДЕТЕЙ

В общем употребление пива среди горожан стало настолько обыденным и безобидным делом, что родители могут спокойно сидеть на кухне с детьми и во время ужина потягивать бокальчик-другой пенного. Это дело, конечно, семейное, и каждый решает самостоятельно как пить свое пиво, хотя, все проблемы общества начинаются именно с семьи. Дурной пример, как известно, заразителен. Но дело не только в пьющих семьях, улица оказывает влияние на подрастающее поколение не меньше…

– Меня категорически не устраивает то, что в 2015 году убрали закон о «стометровке» и разрешили магазинам продавать алкогольную продукцию прямо перед школами. Теперь дети, выходя из учебных заведений, сталкиваются с навязчивой рекламой пива на стенах зданий. Помимо этого, клиенты пивнушек начинают распивать во дворах, на скамейках перед подъездами, и не за всеми полиция может уследить. Изрядно подвыпившие клиенты алкомаркетов, где пьют, там же и мусорят, и даже испражняются. И все это видят дети. Я считаю, что нужно вернуть прежний закон. Пивные магазины необходимо убрать подальше от школ, да и вообще от жилых массивов, – считает жительница Костаная Анна Железнякова.

Кстати, совсем недавно по улице Чехова закрылась знаменитая студия детских праздников, теперь тут пивной магазин. А еще на месте двух аптек в центральной части города также появились точки продаж разливного пенного напитка. Вот вам и культура.

ЦЕНА СТЕРЕОТИПОВ

Корреспондентами «НК» было также замечено, что слабая половина человечества тоже активно покупает пиво как на разлив, так и в заводской таре. Что в принципе подтверждают многие продавцы, но затрудняются ответить, почему среди девушек и женщин пиво набирает популярность?

– Я бы не сказал, что у людей поменялись приоритеты в алкогольных напитках. Пивная зависимость в принципе пока не превышает тех цифр, которые были за последние пять-семь лет. Хотя нельзя исключать, что стало больше бытового потребления пива. Просто не все приходят к врачам за помощью. Другой вопрос, что среди молодежи потребление пива, приводящее к алкогольной зависимости, значительно увеличилось. Пациенты в возрасте до 35 лет в последнее время чаще обращаются к врачам-наркологам.

Среди женщин за период карантина в целом потребление алкогольных напитков стало так же заметно выше. Возможно, это связанно с тем, что у них появилось больше свободного времени. Сдерживающий компонент стерся из-за вынужденного нахождения дома. Этот фактор мог повлиять на рост употребления алкогольной продукции среди слабого пола. В общем, за время карантина женщин, обратившихся за медицинской помощью, стало немного больше.

Также нельзя исключать и то, что в летний период потребление пива вырастает в разы, вкупе с потерей работы и массой свободного времени, пиво, как наиболее дешевый и доступный вариант, вышло на первый план, – прокомментировал психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук Игорь Василенко.

К сожалению, многие не считают пенный напиток опасным для здоровья, и думают, что если употреблять его в меру, то это даже полезно. Без пива редко проходят выезды на природу, просмотры фильмов, спортивных передач или походы в баню. Складывается впечатление, что, не приняв пару бокалов янтарного, люди уже не могут просто встретиться и поговорить, а многие по пути домой обязательно прихватят с собой два литра на разлив, чтобы снять накопившийся стресс на работе.

Разумеется, работа – стресс, но и пиво, как и любой другой алкоголь, – не лекарство от сложных ситуаций. Однако стереотип о помощи пива как безобидного средства снятия нервного напряжения закрепился в нашем обществе довольно крепко. Вот только цена этого заблуждения может быть уж слишком высока – тяжелые стадии алкоголизма.

Саят БАЙЕКЕЕВ

Фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77