Жалобы на некачественный товар от жителей областного центра поступают как на небольшие торговые точки, так и на гипермаркеты
Нередко на полках можно обнаружить мясные и молочные изделия с истекшим сроком годности. Бывают ситуации, когда не соблюдаются требования по хранению товаров, что приводит к их порче. Есть места, где такое случается на регулярной основе.
БОЛЬШЕ НЕ ПРОВЕРЯЮТ
Как выяснилось, объекты оптовой и розничной торговли относятся к незначительной эпидемиологической значимости. Простым языком, места, где продают товары, не представляют большой угрозы для здоровья людей, соответственно не являются опасными.
Ранее рейды по выявлению просроченной продукции проводили представители ОО «Союз защиты прав потребителей Костанайской области». Его руководитель Ольга Березуцкая пояснила, что сейчас мониторинг не осуществляется.
– Вопрос хранения курирует санитарно-эпидемиологическая служба, мы же решаем последствия – оцениваем компенсацию морального ущерба, вреда здоровью, – комментирует Березуцкая.
Она же подсказала, как действовать в ситуации, когда вы увидели на прилавке просроченный товар или приобрели его.
– Если покупатель обнаружил в магазине продукцию с истекшим сроком годности, следует сразу обратиться к администрации магазина по поводу несоблюдения условий хранения, также можно написать жалобу в СЭС, чтобы они провели проверку торговой точки, – проинформировала Ольга Березуцкая.
САНИТАРНЫЕ НОРМЫ
Пока мы собирали информацию, выяснили интересный факт: департамент санитарно-эпидемиологического контроля не проводит рейды по выявлению просроченной продукции уже около 10 лет.
– Субъекты бизнеса и продавцы обязаны следить за качеством продукции, придерживаться сроков хранения и соблюдать их, – объясняет руководитель отдела контроля требований технических регламентов департамента СЭС Наталья Ахметова. – В настоящее время службой проводится контрольный закуп, который является самостоятельным видом профилактического контроля. Он включает в себя покупку продукции, проведение ее экспертизы и принятие мер запретительно-ограничительного характера при выявлении несоответствующего товара.
Основные санитарно-эпидемиологические требования к объектам оптовой и розничной торговли пищевой продукцией регламентированы Санитарными правилами, утвержденными приказом министра здравоохранения РК ҚР ДСМ-73 от 4 августа 2021 года.
– Вся продукция хранится согласно температурному режиму, сроку годности, которые прописаны в данных правилах. Для реализации скоропортящегося товара объекты должны оснащаться охлаждаемым или торговым холодильным оборудованием. Есть у нас изделия, которые должны хранится только в глубокой заморозке, а есть те, которым вообще это не требуется, – продолжает Наталья Борисовна. – Что касается товарного соседства, этот пункт тоже обязателен для соблюдения. Естественно, сильнопахнущая продукция должна находиться отдельно. Но если же она вакуумированная, то можно ее хранить вместе с другими изделиями. Так, например, колбасы в вакууме можно хранить вместе с аналогично упакованными сырами в одном холодильнике или охлаждаемой витрине, но на разных полках.
Форма контрольного закупа осуществляется с июня прошлого года. Эта практика существовала и ранее, но носила другое название. Сейчас сотрудники департамента СЭС проверяют не конкретный магазин, а закупают там продукцию, которая внесена в казахстанский реестр.
– График пищевой продукции составляется на основании СанПиН мониторинга, который был проведен в 2021-2022 годах. В него внесена продукция, несоответствия в которой выявляли по всему Казахстану. Там же указаны наименование товара, производитель, показатели проверки и протокол испытаний. В него внесены все виды изделий, – отмечает руководитель отдела. – Мы активно работаем и с жалобами, уже внесли некоторые товары в список, который будем проверять в дальнейшем.
Уточняем, много ли заявлений от потребителей поступило за прошлый год.
– Достаточно. Большинство – в первую половину 2024-го. Напоминаем, что обращение должно включать в себе конкретные факты – фото или видео, что товар находится в ненадлежащем состоянии. Покупателю надо зафиксировать момент нарушения. По таким обращениям мы организовываем внеплановые проверки, – отмечает Наталья Ахметова.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
По итогам контрольной закупки 2024 года на 92-х объектах торговли был закуплен 341 образец пищевой и 118 образцов непищевой продукции для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Как сообщила специалист, основная доля несоответствий, а именно 90%, приходится на нарушение требований к маркировке продукции: отсутствует наименование и местонахождение изготовителя, информация на государственном языке, дата изготовления продукции, срок годности.
– Из всей выявленной несоответствующей продукции 53% составляют товары импортного производства, еще 35% приходится на продукцию государств-членов Таможенного союза и 12% на изделия отечественного производства, – сообщили в отделе контроля требований технических регламентов. – По всем установленным фактам приняты следующие меры: в адрес субъектов предпринимательства выдано 64 постановления главного государственного санитарного врача об изъятии и отзыве с реализации товаров, которые не соответствовали техническим регламентам и Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям Евразийского экономического союза.
Всего с реализации за указанный период было снято более 105 кг продукции на общую сумму 351 604 тенге. В этом числе 13,5 кг приходится на мясные изделия, 27 литров растительного масла, 45,7 кг пакистанских чаев, 4 литра парфюмерно-косметической продукции, не прошли контрольную проверку 8 единиц детской одежды.
– У крупного бизнеса и штрафы больше. Не всегда предприниматели согласны с нами. Конечно, в некоторых ситуациях штраф может быть сокращен, например, с пяти миллионов до двух с половиной, – поделилась Наталья Борисовна. – Нарушений много, это касается и малых, и больших магазинов, и супермаркетов. В конечном итоге мы сегодня имеем то, что торговые точки в настоящее время не контролируются. Я сама иногда захожу в магазин, вижу – кошка на прилавке сидит, делаю замечание как потребитель. Потом не раз видела, что у самих продавцов грязная спецодежда, нет перчаток. Если столкнулись с такими моментами, их обязательно нужно пресекать.
НА СВОЕМ ОПЫТЕ
Корреспонденты «НК» провели собственный мониторинг костанайских магазинов. Особое внимание обращали на условия хранения мясной и молочной продукции, так как данный товар относится к скоропортящимся.
В рейд вышли в начале семи часов вечера 10 февраля. Побывали в трех магазинах у дома, но как таковых визуальных несоответствий не выявили – продукция находилась в холодильнике, аккуратно уложена.
Зашли мы и в два супермаркета. Просроченных товаров не обнаружили.
Но ранее в одном из них был куплен творог местного производства. Напомним, срок хранения кисломолочного продукта – 7 суток. Из-за отсутствия должной маркировки, которая обязательна для каждого товара, было сложно определить дату его изготовления (цифра не ясна). Открыв пачку, стало понятно, что творог испорчен. Варианта два – либо в магазине не соблюдались условия хранения, либо у продукта закончился срок годности, а торговая точка этого не заметила.
ВЫВОД
Стоит быть внимательными при выборе продуктов, особенно тех, которые быстро портятся. Проверяйте сразу сроки и условия хранения. В силу того, что департамент СЭС не ведет контроль торговых точек, ответственность за качество лежит на руководстве и сотрудниках магазина. Помните, вы вправе обратиться к администрации магазина и вернуть деньги за просроченный товар, а при повторных случаях направить претензию в службу санитарно-эпидемиологического контроля. Если у вас будет достаточно доказательств, СЭС проведет внеплановую проверку.
Кристина ФРИТЦ,
фото автора
и Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77