Образование

Сотрудники Костанайского комплекса «детский сад-школа-интернат» №2 об особенных детях

Материал «Оградить или защитить?», вышедший в «НК» 22 июня, вызвал большой общественный резонанс

Только в социальной сети Instagram публикация собрала больше 200 комментариев. Большинство из них оказалось негативными. Люди критиковали учителей и администрацию школ за то, что те «без суда и следствия» отправляют на домашнее обучение детей с особыми образовательными потребностями.

Коллектив Костанайского специального комплекса «детский сад-школа-интернат» для детей с ООП №2 не выдержал такого напора от местных жителей. Им тоже нашлось что сказать, поэтому они обратились в редакцию «НК».

– Люди, работающие в нашей школе, – неслучайные. За плечами огромный опыт и любовь к детям. К каждому ученику мы относимся с душой. Да, 112 наших ребят обучаются на дому. Но так решили не педагоги, а врачи! – объясняют учителя. – Наши родители благодарны нам за наш труд. Конечно, в работе возникают разные ситуации, но мы всегда открыты для диалога.

Педагоги уверены, что если бы костанайцы прочитали полную версию материала, а не только начало, то до конца вникли бы в суть проблемы.
Публикуем полную версию письма, написанного коллективом Костанайского специального комплекса «детский сад-школа-интернат» для детей с особыми образовательными потребностями №2.

НАШИ ДВЕРИ ОТКРЫТЫ!

«Статья «Оградить или защитить?» из выпуска газеты «Наш Костанай» №46 написана корректно, но комментарии к публикации, которые размещены в социальной сети Инстаграм, нас потрясли. Они перечеркивают работу всего педагогического коллектива и обесценивают статус педагога.

Комплекс открывает свои двери для других организаций города с целью повышения квалификации и обмена опытом, организует взаимодействие учреждений образования разного вида, реализуя современные подходы в коррекции и развитии детей с ООП, предоставляет опыт коррекционной работы педагогов специального комплекса. Они повышают свой профессиональный уровень, участвуют в семинарах городского, областного и республиканского уровней, форумах, проводят мастер-классы, оказывают методическую помощь педагогам общеобразовательных школ для более эффективной работы с детьми с ООП в рамках инклюзии с заключением меморандумов о сотрудничестве.

КТО КОГО УЧИТ?

Все частные центры предоставляют коррекционно-развивающие, игровые и иные виды деятельности. А специальный комплекс в первую очередь реализует образовательные программы и выдает аттестат об образовании соответствующего образца серии БТ.

В специальном комплексе №2 трудятся 118 педагогов. Все имеют высшее профессиональное специальное дефектологическое образование, позволяющее работать с детьми с ООП. 31 учитель имеет научную степень магистра. В нашем коллективе есть педагоги, имеющие награды: «Почетный работник образования РК», «Отличник образования РК», нагрудные знаки имени И.Алтынсарина. Руководитель комплекса Жумабаева Г.Т. в данный момент обучается в аспирантуре и является депутатом городского маслихата.

Обучение и воспитание детей осуществляется в соответствии с ГОСО и приказами министра образования. В комплекс принимаются дети с нарушениями интеллекта, имеющие выписки ПМПК, где указан тип учебной программы (1 тип для детей с легкими нарушениями интеллекта, 2 тип – с умеренными нарушениями интеллекта). Иногда проблематика имеет скрытый характер, и по медицинским показаниям ПМПК рекомендует ребенку обучение по 3 типу, в рамках которого он может посещать социальные учреждения, кабинеты коррекции, развивающие центры, где основным видом работы является игровая и коррекционно-развивающая деятельность.

СЛЕДОВАТЬ БУКВЕ ЗАКОНА

В соответствии с приказом министра здравоохранения РК от 5 августа 2021 года №ҚР ДСМ-76 «Об утверждении санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования» определена наполняемость детей в классе, продолжительность уроков и допустимое количество академических часов в день.

Обучение детей строится в соответствии с Типовыми учебными планами начального, основного среднего, общего среднего образования для учащихся с ограниченными возможностями, согласно приказу министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2022 года №365 и специальными учебными программами от Министерства образования РК, в которых отражены количество часов в неделю, в том числе и для детей, обучающихся на дому, которые по состоянию здоровья не могут находиться в коллективе.

Базовое содержание учебной программы по предмету подразумевает наличие у ребенка определенных знаний, умений, навыков и способностей, соблюдение норм поведения на уроках и в школе.

ПОЧЕМУ НА ДОМУ?

Для детей, которые по заключению врачебно-консультативной комиссии (ВКК) по состоянию здоровья не могут посещать организацию образования, организуется индивидуальное бесплатное обучение на дому. В соответствии с утвержденными специальными учебными программами для учащихся данной категории нами разрабатывается индивидуальное календарно-тематическое планирование в зависимости от их психофизических особенностей.

Индивидуально подбираются задания на каждое занятие и для контрольных и проверочных работ.

В соответствии с нормативно-правовыми требованиями специального образования в течение всего учебного процесса педагогами ведутся дневники психолого-педагогического наблюдения для своевременного выявления и оказания помощи в решении проблем в обучении и поведении. Также ведется консультационно-просветительская работа для родителей по интересующим вопросам. Весь педагогический коллектив постоянно взаимодействует с родителями.

В течение всего учебного дня педагог несет ответственность за жизнь и здоровье особенных детей. Ведь состояние здоровья некоторых детей с нарушениями глотательного рефлекса, приступами истерии и эпилепсии, энурезом, энкопрезом не позволяет постоянно находиться в коллективе, так как педагоги, не имеющие специального медицинского образования, не могут оперативно оказать первую медицинскую помощь. Исходя из этих показаний, ребенку рекомендуется посещение врачебно-консультационной комиссии согласно приказу министра здравоохранения Республики Казахстан от 7 апреля 2022 года № ҚР ДСМ – 34 «Положение о деятельности врачебно-консультативной комиссии», которая определяет форму обучения, в том числе на дому.

Международной классификацией болезней (МКБ 10-11) определен перечень заболеваний, при которых рекомендуется форма обучения на дому, чтобы не нанести вред собственному здоровью и здоровью окружающих. В случае если у учащегося отмечается положительная динамика в состоянии здоровья и поведении, то по решению ВКК этот ребенок может продолжить обучение в классе.

Исходя из вышеизложенного, форма обучения (на дому или в классе), тип обучения определяются не специальным комплексом, а в соответствии с заключением ВКК и рекомендациями ПМПК. Мы не имеем права игнорировать эти нормативные документы, потому что речь идет о жизни и здоровье ребенка.

НАМ ЕСТЬ ЧЕМ ГОРДИТЬСЯ!

Наши ученики активно принимают участие и занимают призовые места в городских, областных, республиканских и международных соревнованиях по различным видам спорта («Детство без границ», национальные инклюзивные игры «Жұлдызай», международное движение «Special Olimpics»), представляя и защищая честь Костанайского специального комплекса «детский сад-школа-интернат» для детей с особыми образовательными потребностями №2.

На базе комплекса организован летний отдых: площадка, в том числе и для обучающихся на дому, единственный в республике летний оздоровительный лагерь «Алтынгүл» для детей с ООП, куда принимают воспитанников из числа учеников комплекса, не имеющих противопоказаний для нахождения вдали от семьи.

Мы рады выпускникам, которые живут активной социальной жизнью, создают семьи, получают рабочие специальности после окончания колледжа. Однако, к сожалению, некоторые дети не могут обучаться в организации ТиПО в связи с психофизическими особенностями здоровья.
Слова благодарности педагогам Костанайского специального комплекса «детский сад-школа-интернат» для детей с ООП №2 помогают преодолевать трудности, невзгоды, проверки и иные ситуации, ведь только при комплексном взаимодействии семьи и школы мы можем достичь наилучших результатов в обучении и социализации детей с ООП.

Фото предоставлено коллективом специального комплекса


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77