Костанайский агромеханический завод, входящий в состав холдинга «Олжа Агро», обеспечивает Казахстан и страны зарубежья сельхозтехникой, чугунными изделиями, стальными конструкциями и другой самой разной продукцией.
С начала нулевых свою трудовую историю здесь отсчитывает семья Борщевых: супруги Владимир и Татьяна, два их сына Виталий и Евгений, невестка Виктория. Через этих людей мы постараемся показать вам работу завода и передать красоту человека труда.
МОДЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК
Театр начинается с вешалки, а KAMZ с модельного участка. Здесь будущие детали для сельхозтехники появляются в виде пенопластовых заготовок, которые сменили устаревшее и дорогое литье в песчано-глинистые формы или «литье по земле». (Пенопласт, кстати, на заводе тоже изготавливают самостоятельно). На участке почти два года работает Виктория Борщева, она замужем за старшим сыном Владимира. Девушка училась на ветеринара, одно время работала продавцом, а затем пополнила заводскую династию, став модельщиком.
– С коллегами на станках-автоматах печатаем составные части моделей, склеиваем их, красим, собираем и отправляем на формовку. Из них как раз и выливаются детали – чугунные или стальные, – объясняет Виктория. – Процесс интересный, можно сказать, учимся до сих пор, ведь и технологии не стоят на месте. С родными на заводе почти не пересекаюсь, если только на обеде, но мне морально легче, что здесь работает вся моя семья.
ПЛАВИЛЬНЫЙ УЧАСТОК
Если модельный удивляет обилием света и белого цвета, то плавильный встречает открытым огнем в больших печах. Летом здесь особенно жарко, но Владимиру Борщеву, плавильщику с 25-летним стажем, не привыкать. Звучит шаблонно, но это действительно так. Защитная маска, а под ней цепкий взгляд. Кажется, будто сила взгляда плавит металл, а не температура под полторы тысячи градусов.
История Борщевых началась на KAMZ в 2003 году именно с Владимира.
– Я родом из Наурзумского района, родители приехали туда поднимать целину, – рассказывает он. – Судьба, может быть, и сложилась иначе, если бы не 90-е. В поисках не то, чтобы лучшей, а просто жизни переехал в Костанай. Здесь встретил будущую жену Татьяну. Она сейчас на пенсии, но 12 лет тоже работала на заводе, а раньше, до самого закрытия, на камвольно-суконном комбинате.
Когда Владимир устраивался на KAMZ, у него уже был опыт работы плавильщиком. Только не стали и чугуна, а алюминия.
– Температуры, действительно, высокие, но это меня не пугает, – подтверждает глава династии. – Главное, серьезно относиться к плавке и быть внимательным. В чем заключается работа? На завод поступает заказ – изготовить ту или иную деталь, девчата делают модель, а мы формуем. Сложность в том, чтобы не просто наплавить, а чтобы металл соответствовал своей марке. Для этого нужно добавлять определенные присадки: кремний, марганец – строго по весу. Если что-то не так в химическом составе – промежуточный анализ обязательно покажет.
УЧАСТОК ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Сюда от плавильщиков поступает литье, которое нуждается в финальной обработке.
– Зачистить, зашлифовать, где требуется, заточить или отбить нагар, то есть довести до товарного вида. В работе используем болгарку, перфоратор, кувалду, зубило, – перечисляет Борщев.
Старший сын Владимира на заводе с 2006 года: отец посоветовал – Виталий прислушался и не пожалел. Как и глава семьи, сначала недолго был грузчиком, затем несколько лет стоял у печи и наконец остановился на профессии обрубщика.
– У нас здесь все как на конвейере, – говорит Виталий. – Каждый занимается своим делом, работаем на автомате – качественно и быстро. С одного взгляда знаем, какой инструмент взять, чтобы обработать поступившую деталь. Работа физически сложная, но мне нравится. Тем боле что с приходом «Олжа Агро» гораздо лучше стали условия труда, снабжение СИЗами, зарплата.
ЦЕХ СБОРКИ АГРЕГАТОВ
В огромном цеху рядами стоят станки с числовым программным управлением (ЧПУ). На одном из них несколько лет работает младший из Борщевых. В отличие от Виталия, Евгений за 16 лет попробовал себя в нескольких специальностях.
– Был грузчиком, затем кузнецом-штамповщиком на заготовительном участке, успел поработать на литейном участке и даже ездил на уборку пшеницы – управлял комбайном «Джон Дир», – рассказывает Евгений. – В 2020 году попробовал освоить токарный станок – обычный, а потом и с ЧПУ. Изготавливаем на них самые разные детали: валы, втулки, пальцы. Работа физически легче, но если самому писать программу, то требуется определенная сноровка. Какие параметры вобьешь, такой деталь и получится. При этом нужно учитывать все нюансы вплоть до марки стали.
ЭСТАФЕТА МЛАДШИМ
Через год глава семьи выйдет на пенсию. Династию на KAMZ продолжит второе поколение, а он с супругой окунется в совсем другую жизнь.
– У нас никогда не было дачи – теперь, может, и купим. Будем посмотреть, – улыбается плавильщик.
А пока Борщевы с удовольствием встречаются по праздникам и выходным, любят просто погулять по городу и навещают маму Татьяны в Аулиекольском районе. По такому поводу Владимир готовит фирменный мясной пирог. Он легко справляется со сталью и чугуном, а с выпечкой тем более.
Елена НОВАК,
фото Ларисы БОЖКО
и предоставлены героями материала
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77