Акимов начнут выбирать, бизнес меньше контролировать, а суды станут финансово самостоятельными
Новый виток в становлении госслужбы Республики Казахстан эксперты связывают с Концепцией развития государственного управления страны до 2030 года, которая вступит в силу 1 июля 2021 года.
Становление госслужбы
Процесс становления государственной службы в Казахстане был крайне сложным и кропотливым, особенно на начальном этапе, на заре независимости новой страны, в то время, когда кризис коснулся практически всех сфер казахстанского общества. 30 лет госслужба росла и трансформировалась вместе с молодой страной. И вот сегодня мы с гордостью наблюдаем становление эффективного и профессионального госаппарата.
Эволюцию государственной службы Казахстана условно делят на пять этапов.
Первый приходится на период с 1991 по 1997 годы. В это время происходит разрушение всех привычных, действующих ранее форм управления, при этом новых еще не создано. Однако есть четкая задача – отойти от административно-партийной системы и перейти к демократическим, либеральным формам правления. Госслужащий того времени – человек без профессионального опыта и знаний. Переломным моментом стал 1995 год, когда вышел Указ Президента Нурсултана Назарбаева «О государственной службе». Тогда произошло разделение власти на три ветви и двухпалатный Парламент.
Второй этап обозначен следующей десятилеткой – с 1998 по 2007 годы, когда было построено социальное государство. Главным принципом этого периода стал всем известный лозунг «Сначала экономика, потом политика». Это время серьезных преобразований в стране. Впервые государство принимает стратегические документы долгосрочного развития страны – Стратегия «Казахстан-2030» и первый стратегический план до 2010 года. В этот же период созданы Ассамблея народа Казахстана и институты развития, а также внедрена партийная система. В 1998 году создано агентство по делам госслужбы, а через год принят Закон о государственной службе, благодаря которому вводится аттестация госслужащих, внедряются жесткие квалификационные требования по опыту, стажу и компетенциям госслужащего, а также определяются ограничения и запреты для них.
Во время третьего этапа в период с 2007 по 2016 годы строится карьерная модель госслужбы Казахстана. Ее лозунг «Кадры решают все!» во многом определяет векторы развития госаппарата. При этом продлеваются стратегические программы, направленные на вхождение Казахстана в 30-ку развитых государств мира (принимается Стратегия «Казахстан-2050» и стратегический план развития страны до 2020 года). Именно этот период станет «поворотным» для всей республики, в том числе и для государственной службы, поскольку в Казахстане начнется тотальная цифровизация всех отраслей. Но поистине важный момент этого десятилетия – принятие Концепции новой модели госслужбы РК в 2011 году. Этот документ разделит госслужащих на три корпуса (политические госслужащие; административные госслужащие корпуса «А» и административные госслужащие корпуса «Б»), а также сформирует кадровый резерв.
Четвертый этап становления госслужбы Казахстана обозначен 2017-2020 годами. Это время реформирования государственного аппарата, где актуален лозунг «Открытое правительство, слышащее государство». Продолжается работа по децентрализации государственного управления, принят новый Этический кодекс, создан институт уполномоченных по этике. В 2017 году осуществлена конституционная реформа по перераспределению полномочий между ветвями власти, усилены роль Парламента и его контроль над Правительством.
«Люди превыше всего!»
А в 2021 году эксперты пророчат начать новый этап в эволюции госслужбы Казахстана. Большим толчком этому послужила пандемия коронавируса. В этот период госслужащим пришлось изменить привычный формат работы и основную часть госуслуг перевести в электронный формат. Но переломный момент впереди – вступление в силу с 1 июля этого года Концепции развития государственного управления страны, рассчитанной до 2030 года. В ней обозначены девять задач, которые помогут улучшить взаимодействия граждан с государством. Основные из которых – формирование клиентоориентированного госаппарата, совершенствование подходов к стратегическому и бюджетному планированию, внедрение понятия «общественно значимая» услуга, реформирование квазигосударственного сектора, а также трансформация судебной и правоохранительной систем.
– Надо честно сказать, что мы велосипед не изобретали. Мы шли по опыту передовых стран и руководствовались международными концептуальными документами, – говорит уполномоченный по этике ГУ «Аппарат акима Костанайской области» Кайрат Сюндиков. – Елбасы в свое время приглашал специалистов из тех стран, где действует передовая модель государственной службы, которая и послужила основой для экономического рывка. Мы ориентируемся на модель Сингапура. Вообще же существует три типа государственного управления: профессиональный, стратегический и инновационный.
Наша модель характеризуется как профессиональная с элементами стратегической. То есть впереди мы должны перейти к инновационной. Это наиболее совершенная модель управления.
За 30 лет суверенного Казахстана трансформировалась не только государственная служба, подстраиваясь под новые веяния времени, изменился и сам госслужащий. Он стал более профессиональным, доступным и мобильным.
– Наверное, те госслужащие, которые начинали свою деятельность на заре Независимости Казахстана, посмотрели бы на себя со стороны и удивились. Во-первых, сегодня госслужащий очень открытый. Нет ничего проще, чем найти, получить информацию, или же обратиться с жалобой в госорган, – уверен руководитель департамента Агентства РК по делам госслужбы по Костанайской области Асхат Искендиров. – Современный госслужащий более мобильный, чем 30 лет назад. Это показала пандемия, когда 90% работы мы были вынуждены перевести в электронный формат. Госслужба очень быстро перешла в онлайн, государственные служащие в очень сжатые сроки привыкли к этому. Кстати, благодаря новому формату мы увидели, что можем больше народа охватывать, не ставя границы. Человек может обратиться в госорган сидя дома за 600 км от чиновника, не тратя время и деньги на дорогу, и точно также получить госуслугу.
Искендиров также добавил, что 30 лет назад госслужащие удивились бы такому слову – госуслуга. Такого термина просто не было, он новый. Его ввели в 2013 году с принятием Закона «О госуслугах».
Этизация госслужбы
Большую роль в трансформации государственного служащего Казахстана сыграла и этизация госслужбы. Современный чиновник обязан соблюдать общеустановленные принципы морали и этики – быть честным, добропорядочным, уметь слушать и вести себя культурно.
– Есть у нас требования к деловому стилю одежды. Мы всегда смеемся, говорим – если с мужчиной все ясно – традиционная одежда, то с женщиной возникает много вопросов. Существует определенный дресс-код. Если госслужащий находится в госучреждении, принимает посетителей, проводит совещания, его стиль одежды должен соотвестствовать той атмосфере, в которой он находится. Например, в соцучреждения люди приходят за назначением пособий, пенсий по утрате работоспособности, инвалидности, то есть люди, находящиеся в сложной жизненной ситуации. И внешний вид госслужащих должен соответствовать, чтобы не быть раздражителем для людей, – поясняет Кайрат Сюндиков. – Большое значение придается правилам поведения в соцсетях и телефонной этике. Сегодня, в условиях пандемии, большинство контактов осуществляется по телефону, поэтому мы говорим госслужащим – никаких сверхъестественных требований – общепринятые моральные этические нормы – поздоровался, представился, проконсультировал человека, вежливо закончил разговор. Если сейчас нет возможности ответить на вопрос, извинился, записал контакт собеседника и обязательно перезвонил. Мы должны честно признаться, что не все вопросы могут быть разрешены. Поэтому мы говорим госслужащим – никогда нельзя человеку лгать, лучше сказать правду. Какой бы она ни была.
Каждый этап становления государственной службы Казахстана был особенным и отвечал тому периоду времени. Впереди еще немало различных реформ и преобразований. Но неизменным, пожалуй, останется одно: миссия госслужащего – верой и правдой служить своему народу.
Валентина МЕЛЕХОВА
Инфографика Алексея МАЦАРИНА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77