В них живет дух предков…

В фондах музея собраны старинные музыкальные инструменты

Сегодня в «Нашем Доме» премьера рубрики – «Звуки большой страны».

В ней мы будем знакомить читателей с национальными музыкальными инструментами, особенностями их изготовления в разных регионах, отличиях в исполнительской технике и самобытном звучании инструмента.

В своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства Нурсултан Назарбаев подчеркивает, что без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. «Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены. Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа», — говорит Президент страны.

Народные инструменты являются замечательным источником изучения музыкальной культуры казахов. Народ сам создавал свои музыкальные инструменты, переделывал их из поколения в поколение, отбирал самые лучшие. Каждый музыкальный инструмент имел свое назначение, широко использовался в народном быту и был связан с определенной деятельностью людей.

Одним из уникальных экспонатов Костанайского областного историко-краеведческого музея является домбра, ранее принадлежавшая народному герою Амангельды Иманову. Эта реликвия переходила из рода в род.

— Домбра представляет собой щипковый музыкальный инструмент западно-казахстанского типа, с 14 навязанными ладами, — говорит главный хранитель музея Ирина Тыштыкпаева. —  Корпус грушевидной формы, клееный, из отдельных сегментов, с деревянной декой, длинной шейкой, двумя жильными струнами, прикрепленными вверху к колкам.  Корпус домбры изготовлен из дерева и инкрустирован костью. Музыкальный инструмент был передан в дар музею в 1964 году.

В последние годы благодаря усилиям казахских деятелей музыкального искусства домбра значительно усовершенствовалась: усилилась громкость и расширился диапазон звучания, появились домбры высокого и низкого регистров.

В народе говорят: «Настоящий казах — это не сам казах, настоящий казах — это его домбра». Спустя века этот музыкальный инструмент все так же является ярким символом казахской национальной культуры.

Казахские народные инструменты можно разделить на три основные группы – струнные, духовые и ударные. Группа струнных инструментов состоит из щипковых и смычковых. К струнным щипковым инструментам относятся домбра, шертер и жетыген, к смычковым – кобыз.

В течение многих столетий история кобызовой музыки была связана с искусством сказителей эпоса – жырау и деятельностью казахских шаманов – баксы. Право выступать с кобызом предоставлялось лишь избранным.

Заместитель директора Костанайского областного краеведческого музея Галина Саталкина бережно хранит старые экспедиционные дневники, в одном из которых отражена история наркобыза. Этот ценный экспонат был приобретен сотрудниками музея в одной из этнокультурных экспедиций.

— Наркобыз появился у нас благодаря стараниям жительницы поселка Шукубай Денисовского района Жанылдык Кушеровой, — вспоминает Галина Алексеевна. —  Инструмент принадлежал Нургали Кузембаеву, 1890 года рождения, из рода ноғайтолеу, как семейная реликвия рода известных целителей – баксы. Самому Кузембаеву наркобыз достался от брата, успешно лечившего женщин от бесплодия с помощью этого инструмента. Наркобыз передан в дар музею в 2004 году.

Изготовлен он из карагача, отдельные детали — из таволги. Чаша состоит из двух углублений с заостренным возвышением между ними (украшено сердоликом). Передняя часть затянута кожей, вверху — металлическая пластина с узором. По центру — вишневая ткань. На рукояти — две костяные накладки.

Кобыз считался священным инструментом и в представлении народа обладал особой силой, способной исцелять людей. Простой народ даже боялся прикасаться к этому инструменту, потому что верил, что кобыз, как и хозяева инструмента – баксы, обладает волшебной силой и способен оказывать воздействие на судьбу человека. Согласно преданиям, кобыз и кобызовая музыка могли изгонять злых духов, болезни и смерть. Казахи считали, что кобыз был верным помощником шаманов. Он мог обращаться в скакуна и участвовать в настоящей байге. Вот какими удивительными способностями наделял народ этот инструмент.

Происхождение кобызовой музыки также, как и самого инструмента, связано у казахов с именем легендарного первого баксы Коркыта, который считался отцом всех музыкантов. Легенду о Коркыте можно и сейчас услышать в народе. Одной из разновидностей кобыза является наркобыз. Нередко баксы употребляли наркобыз вместо ударного инструмента, и тогда звуки воспроизводились ударами по кожаной деке. Баксы верили, что музыкой и пением они призывают, заклинают своих духов и что они помогают им вылечить больного, отыскать пропавшее животное, предугадать исход событий и т.д.

Судьба кобызовой музыки сложилась трагично. Баксы стали последними носителями этой инструментальной ветви. Начиная с 20-х гг. XX в. в течение нескольких десятилетий их преследовали, запрещали выступать и играть на кобызе. Этот факт стал причиной резкого угасания кобызовой традиции.

В последние годы заметно активизировалась работа по сбору, озвучиванию и совершенствованию старинных музыкальных инструментов не только на основе музейных собраний, но и письменных источников, народных преданий. В настоящее время наблюдается этап реконструкции народных музыкальных инструментов – таких, как жетыген, сазген, адыра, наркобыз и многих других.

Светлана КУШЕКБАЕВА

Loading...

Создать профиль



Войдите в свою учетную запись