В ритме города

В поисках тишины и дешевого жилья: как живут костанайцы на дачах в зимнее время

Покосившийся забор, старенький кирпичный домик, разбитое окно и дорога, заметенная снегом, – типичная картина обычного дачного общества зимой еще лет семь назад

Теперь же безлюдные улицы остались в прошлом: все больше костанайцев строят на дачах дома или обустраивают старые. Чтобы понять, что заставляет людей перебираться в садовые общества, корреспонденты «НК» выехали в рейд и пообщались с жителями дачных массивов.

ПК «Садовод»

Это дачное общество находится в районе «Наримановки», около реки Тобол. Постоянно здесь проживают 22 семьи. Как говорит председатель ПК Юрий Гриценко, ранее на зиму общество просто закрывали и выключали свет, теперь же приходится обслуживать его постоянно.

– Первая семья появилась у нас лет восемь назад. Люди сидели без света, но потом стали жаловаться на меня в акимат, – вспоминает Юрий Гриценко. – Я не соглашался проводить им свет за счет общества, почему остальные должны платить за это? У самой семьи денег не было. В итоге перед Новым годом я просто пожалел детей и провел электричество.

После этого желающих остаться на дачах в зиму становилось все больше с каждым годом. Участки здесь дорогие, так как находятся в черте города, поэтому бедноты почти нет.

В этом мы убедились, подъезжая к дачному обществу: сразу уперлись в особняк с круглой крышей. Добротный, с разными пристройками во дворе и аккуратно высаженными елками у забора. Едешь чуть дальше, видишь двухэтажный коттедж с красным баннером «Продается». Юрий Гриценко говорит, что стоит такое жилье около 25 млн тенге.

Один из тех, кто решил сбежать от городской суеты поближе к природе, – костанайский предприниматель Куаныш Есенбаев.
Его коттедж обустроен, как городская квартира, разве что плита работает от газобаллона. Отопление электрическое, поэтому печь топить не нужно. Стоит это, конечно, недешево: около 80-90 тыс. в месяц, зато не хлопотно. Живут Есенбаевы здесь не постоянно, но дом всегда готов принять хозяев.

– На даче живности много, которую мы в городе почти не видим: утки, лебеди, ондатры. Воздух чистый, мы часто рыбачим, – отмечает Куаныш. – Удобно, что дача находится в черте города, но в то же время в тихом месте. Я сам живу в центре, а там шум, копоть, грязь. А здесь хорошо, катаемся на санках, любуемся природой.

Еще один местный житель Виктор Анатольевич рассказывает, что переехал в «Садовод» вслед за сыном и внуками. Решился оставить родной Карабалыкский район, чтобы быть рядом с семьей.

– Мне тут очень нравится, в город не хочу. Я купил дом, здесь уже был септик, туалет, только подправил немного, добавил площади, вода у нас из скважины, – говорит Виктор Анатольевич. – Тут свежий воздух, речка рядом. Весной легкие могут разорваться, когда яблони цветут. Все хорошо, если бы не воровство. Я сам работаю здесь охранником, но лицензии на эту деятельность у нас нет, поэтому нет и оружия, и права им пользоваться. Если я кого-нибудь тут покалечу, меня же и посадят. Только за прошлый сезон у нас было 50-70 краж. Куда это годится?

Мужчина и сам сталкивался с такими случаями: в дом к его сыну залезали два раза. Сначала летом 2020 года, но тогда Виктор помешал ворам и спугнул их, а во второй раз повезло меньше.

– У снохи кольцо украли, оно в сумочке лежало. У внука копилка была, мы ему мелочь давали, так даже ее уперли! – негодует Виктор Анатольевич. – Хотели еще ноутбук и планшет забрать, но второпях выскочили и забыли.

Как в городе, снег здесь не чистят, а полиция улицы не патрулирует. Технику для расчистки дорог местные нанимают сами, защищают себя тоже. Летом на дачи заходят конные патрули, но эффекта, говорят люди, это дает мало. Еще один минус: далеко добираться до автобусной остановки. Да и востребованная «семерка» ходит не так часто, как хотелось бы.

Есть у «Садовода» и другая сторона: деревянные непримечательные домики, обитые утеплителем. Здесь живут люди, которые переехали на дачи не в поисках природы и тишины. У них просто не было другого выхода.

– Мы с женой уже три года тут. Съехали со съемной квартиры, потому что платить больше не по карману. Я стою в очереди на жилье как инвалид, но когда мне его дадут? – задается вопросом Шариф Муздбаев.

Свет провели сами, скважины поблизости нет, поэтому ходят к дачной конторе за водой, а об элементарных удобствах, ванне и раковине, речи не идет и вовсе.

– Какая ванна? У нас и бани нет. Ходим в общественную в выходные. А умывальник у нас -чайник, – смеется мужчина.

СО «Садовод-Строитель»

Дачи на КСК, пожалуй, самые заселенные. Старожил этих мест Тимур Ибраев рассказывает, что шесть лет назад знал всех соседей, а теперь чуть ли не каждый месяц тут появляются новые лица. Особенно много детей с семьями.

У мужчины небольшой домик, нет части ворот, а вход охраняет грозный алабай по кличке Аю.

– Как вы тут оказались? – спрашиваем Тимура.

– Я всегда хотел хозяйство держать, поэтому часто думал о своем доме, но последней каплей стало то, что хозяин квартиры, которую я арендовал, зашел ко мне домой в обуви. Вот это меня тронуло. Тогда я решил переезжать, – вспоминает Тимур Ибраев.

Мужчина купил сразу пять участков, чтобы было место для подсобного хозяйства: кроликов, кур, быков, коз. Сейчас остались только кролики, а три участка Тимур после развода с женой продал. Тем не менее не жалеет о своем выборе и не жалуется на трудности.

– Воду я с работы приношу. Скважина есть, но на нашей стороне вода соленая. Со светом перебои бывают, потому что на все дачное общество всего один трансформатор, а людей заселяется с каждым годом все больше, – отмечает Тимур. – За свет в месяц по 4-5 тысяч плачу, но это мелочи, мне все равно здесь нравится.

Отдельная роль в дачной жизни Тимура принадлежит алабаю Аю. Он тут как блюститель порядка, собаку боятся.

– Он уже двоих воров поймал. Года два назад это было: я привез дрова, а ворота остались открыты. Когда отошел, во двор залез какой-то мужик, – рассказывает дачник. – Аю спал, видимо пропустил его, а там и второй вор появился. Тут уже Аю схватил его за руку, а первого я сам скрутил. Пришлось мужика в больницу везти, руку зашивать. Но заявление никто не писал, извинились.

Многодетная мама Екатерина Семенова заселилась в дачный домик прошлым летом от безысходности. На руках у нее был полуторагодовалый сын, 6-летняя дочь и еще двое сыновей постарше. Общий доход семьи – около 70 тысяч в месяц, а за квартиру надо было отдавать и того больше. Какой выход?

– Либо мы бы остались на улице, либо у меня был вариант вложить имеющиеся деньги в этот домик. Мы его утеплили, полностью поменяли полы, поставили печь, мебель купили с рук. Тут всего полторы комнаты, сырость постоянно, ну а куда деваться? – рассказывает Екатерина.

Причем с этим домиком получилась престранная история: его женщине хотели продать мошенники, которые участком вовсе не обладали. Хорошо, что Екатерина это вовремя заметила и никому не платила. Но возникла другая проблема: у «Садовода-Строителя» нет председателя, следовательно, некому этот участок как полагается оформить. Женщина теперь каждый день боится, что ее могут просто выселить.

– Я стою в очереди на жилье как многодетная мать, весной должна была получить квартиру, но наш дом в микрорайоне «Юбилейный» до сих пор не сдали, – поясняет Екатерина Семенова. – Сколько мы тут еще пробудем, не знаю.

А неудобств жизни на даче много: постоянно мигает свет, бывает, его вовсе отключают, котел без электричества не работает, приходится мерзнуть. За водой нужно ходить за километр, до остановки – 20 минут темными закоулками, дороги чистить надо самим, иначе «скорая» не проедет. Мусор тут, как правило, сжигают, потому что девать его больше некуда.

Но есть и плюсы. Екатерина подбадривает детей и говорит: у всех железная дорога игрушечная, а у нас настоящая! Поезда рядом ходят, гудят. Романтика.

ПКСО «Химик»

В этом дачном обществе круглый год живет 75 семей. Почти все с детьми, есть и многодетные. Председатель ПКСО «Химик» Сергей Пономарев говорит, что антисоциальных элементов здесь нет: за местными тут поглядывают и следят, чтобы не вносили разлад в общую обстановку.

Сам Сергей Пономарев начал председательствовать в «Химике» пять лет назад, на тот момент на дачах проживало 38 семей. Через год мужчина тоже пополнил их число.

– Я сюда переехал, потому что на месте решать все проблемные вопросы проще, – рассказывает Сергей Пономарев. – Сейчас я и председатель, и охранник, и местный аким, а раньше мне приходилось срываться и ехать сюда, чуть что случилось.

На центральной улице «Химика», отмечает председатель, есть освещение, дорогу тут чистят за счет дачного общества, чтобы могла проехать скорая и пожарная служба. Имеется на дачах даже цивильная мусорная площадка! Это было первое, что сделал председатель на новом месте.

А в целом жизнь тут, как и везде: кто-то топит печь, а кто-то платит втридорога за электрическое отопление.

– Хорошо, что у нас школа рядом, супермаркет и остановка, с этим проблем нет, – уверяет Сергей Пономарев.

Местный житель Михаил Ларионов живет на дачах уже шесть лет. Мужчина приехал сюда из Мендыкаринского района в поисках работы и лучшего жилья: в райцентре он снимал дом и перебивался временными заработками. В Костанае жизнь стала налаживаться.

– Не сахар, конечно, но здесь нам гораздо лучше, – говорит Михаил Ларионов. – Мы приехали в Костанай по большей части из-за того, что у нас ребенок. Здесь все-таки инфраструктура, развитие какое-то есть. Супруга устроилась на работу, ребенок в школу ходит и в художку.

В первый год семья Ларионовых утеплила летний домик, поставив печь, а на следующий год сделала пристройку. И таких в «Химике» много, кто берет дачный домишко с прицелом на будущее.

– В основном люди из районов приезжают, из костаная всего человека четыре, которые хотят жить сами тут, – подчеркивает Сергей Пономарев. – Остальные – молодые семьи, которым некуда податься. У нас тут уже свой детский сад пора открывать.

С увеличением численности населения председатель думает о покупке нового трансформатора, чтобы не был перебоев с электричеством.

И таких историй можно собрать сотни. На дачи в большинстве случаев люди переезжают не от хорошей жизни. Становясь местными, они оказываются в числе тех, кто из года в год ожидает помощи в решении проблем дачных обществ. Одна из них – бесхозные участки. Думается, акимату по плечу заняться этим и законно выдать их нуждающимся. Народ говорит, что председателей обществ пора уже сделать акимами своих мини-поселков, тем самым иметь за спиной тыл в виде государства. И решать хотя бы повседневные вопросы, связанные, например, с благоустройством.

Татьяна НАЗАРУК,
фото Владислава ВЫСОЦКОГО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77