Наша встреча с директором ТОО «Межрегионэнерготранзит» (МРЭТ) Владимиром Каном неслучайна. Это та организация, от деятельности которой зависит благополучие и комфорт каждой семьи.
Напомним, ТОО «Межрегионэнерготранзит» осуществляет свою деятельность с 1 августа 2006 года. Передача электрической энергии – главная деятельность предприятия. В Костанайской области более восьми тысяч километров линий электропередач, которые принадлежат МРЭТ. Это как до Пекина и обратно.
ГЛАВНЫЙ РЕСУРС – ЛЮДИ
– Владимир Анатольевич, в последние годы энергетики получают много критики в свой адрес? Почему?
– Это вполне закономерно. Мы же привыкли к тому, что наличие электроэнергии естественно, как день и ночь. И если нет этого комфорта, то кто-то в этом виноват, людям все равно на объективные и субъективные причины.
Стоит отметить, что наше предприятие по республике на хорошем счету. Например, во время паводка не было ни одного населенного пункта, где бы жители надолго оставались без света. В Карасуском районе сломалась опора, так она почти полгода стояла в воде. Но это одна опора, а не десятки… Если аварии и случаются, это связано с технологическими нарушениями, в результате происходят кратковременные отключения. Другое дело – насколько их быстро устраняют. В прошлом году не было света в юго-западном районе, но там шли ремонтные работы. Они были вызваны объективными причинами – осуществлялась замена оборудования.
– Скажите, а как у вас с кадрами? Я лично знаю многих специалистов, которые уезжают работать на запад Казахстана или север России.
– У нас дефицит колеблется от 150 до 200 специалистов. Можете представить, какая нагрузка на других?! Я всегда оперирую цифрами: в 2015 году у нас трудились 255 человек с высшим профессиональным образованием, сегодня – 220. Если со средним профобразованием было 303, сегодня – 268. В текущем году выросло количество людей с начальным профессиональным, наблюдается снижение профессионализма. Благо, у нас есть центр обучения, где помогаем людям учиться параллельно работе. А вообще я не раз предлагал, чтобы была квота для каждого предприятия. И тогда выпускник колледжа знал, куда пойдет работать, сразу бы там проходил практику. Что имеем сегодня? В прошлом году 50 человек у нас прошли практику, а пришли работать только два. А ведь, замечу, на них государство тратит деньги. Остальные якобы трудоустроились в другие места – принесли оттуда справки. Но ведь после никто не мониторит ситуацию! Насколько эффективна работа колледжей с этой точки зрения и что мы имеем в остатке? У нас от 50 и старше трудятся 439 человек, пенсионеров – 81, до 29 лет – 51, от 30 до 49 – 333. Картина плачевная.
Какой выход? Пересмотреть систему среднеспециального образования и повысить заработную плату, которая полностью зависит от повышения тарифа. У предприятия нет других способов зарабатывать деньги, да и прав для этого тоже.
– Получается, выхода нет?
– Необходимо готовить специалистов по квоте предприятий. А для этого должен быть трехсторонний договор между колледжем или вузом, организацией и будущим работником. Только так мы сможем решить вопрос дефицита кадров рабочих профессий, то есть государство должно направлять деньги в колледж для подготовки специалиста для конкретного предприятия.
– 2025-й – Год рабочих профессий. Недавно областные депутаты решили выделить деньги на создание Атласа профессий. Вы сами чего ждете от этого года?
– Боюсь, что он пролетит за разговорами и выступлениями (смеется). Я лично и без Атласа знаю, какие специалисты нам нужны – это электромонтеры, релейщики, водители для спецтехники. Ну и повышение зарплаты требуется. В прошлом году нам удалось ее поднять, сегодня по предприятию средняя зарплата составляет 285 тысяч тенге. Но если вчера эта сумма удовлетворяла людей, то сегодня цены поднялись на все, от продуктов питания до коммунальных услуг. Мы стараемся удержать кадры за счет доплат, так как имеются свободные вакансии. Но это не выход в нынешней ситуации. Например, в той же России вахтовики получают за 25 дней по миллиону тенге и больше. Сегодня минимальная зарплата наших сотрудников, на мой взгляд, должна быть не менее 350-400 тысяч тенге. Но ее нет. Я сам это понимаю, но ничего не могу сделать. Мы зависим от тарифа.
ПРОГРАММА И ИЗМЕНЕНИЯ
– Владимир Анатольевич, помню, ваше предприятие критиковали по поводу того, что при реализации принципа «Тариф в обмен на инвестиции» МРЭТ не туда тратил деньги.
– Как не туда? Купили технику. Она необходима нам как воздух. С 80-х годов не обновлялась. Например, автокран «Ивановец КС-45717- 3М» со стрелой 24 м купили за 82 млн тенге, а Акмолинская РЭС купила за 105 млн тенге. Или тягач Shacman мы взяли за 35 млн тенге, а РГУ «Комитет по государственным материальным резервам» МЧС – за 49 млн теге. В конечном итоге все это приобретается для наших же рабочих. Но проверяющие ссылались на то, что на сайте «Колеса» та или иная техника ниже по цене. При этом не берут в расчет ее параметры. Мы потратили 123 млн тенге на технику и не нарадуемся тягачу, который поставлял опоры в Торгай после паводка. Наша старая машина возила туда по две опоры, а новая за один раз везет шесть. Кстати, вся наша техника участвовала в ликвидации последствий паводка.
А еще Антимонопольный комитет сделал нам замечание, что мы купили кресла для сотрудников за 17 тысяч тенге. Что такое 17 тысяч для кресла? Многие АО за полмиллиона покупают! Почему я знаю, кто и за какие деньги покупает? Мы же на одном сайте госзакупок работаем. Нам по закону можно приобретать только через него.
– Программа «Тариф в обмен на инвестиции» была направлена на снижение износа сетей и основного оборудования. По этим показателям чего удалось добиться?
– По степени износа мы остаемся в красной зоне, но я могу сказать, что сама методика расчета износа несовершенна и не отвечает реалиям дня. Учитываются только год постройки и износ, при этом не берутся в расчет ремонтные работы, условия содержания. Если следовать их методике, то, например, автомобили «Москвич-412» или «Волга» уже совсем должны умереть, но мы же видим, что они используются людьми, исправно выполняют свои функции. Все зависит от хозяина и того, как он содержал технику, делал ли ремонт. МРЭТ за годы своего существования сохранил все, что когда-то было приобретено. На мой взгляд, правильное решение – отдать в частные руки. Частник – лучший менеджер.
О ЛИЧНОМ
– Владимир Анатольевич, вы всю жизнь в энергетике. Не скучно? Не было сожаления?
– Нет, никогда не жалел о выбранном пути. У нас интересная профессия. Кстати, путь к ней был долог. У меня отец – энергетик, 62 года проработал в этой отрасли в Аркалыке. Я после школы поступил в Целиноградский институт, но ушел в армию и учебу оставил. А когда демобилизовался, это было начало 90-х годов, там жизнь свелась к выживанию. Поэтому устроился учеником электрослесаря, с этого начался мой путь в эту профессию. Прошел все ступени. Братья тоже энергетики, старший сын учился на энергетика, работал, но сейчас ушел, так как увидел, что в другой отрасли зарплата больше. Младший сын – программист, но работает в энергетике. Мой дядя тоже в этой сфере, так что, можно сказать, у нас династия.
– Выпускникам школ посоветовали бы идти в энергетику?
– Конечно. Да, здесь большая ответственность, но много нового и интересного, особенно сегодня, когда технический прогресс во всем. Меня беспокоит, что у сегодняшней молодежи нет чувства патриотизма. Есть над чем работать нам, старшему поколению, и школе. Конечно, у каждого свои кумиры и взгляды. Сам я из тех, кто никого не заставлял подстраиваться под себя. Каждый в жизни должен пройти свой путь становления человека и личности. У меня была возможность заплатить за обучение своих детей в вузе, но они сказали, что пойдут в колледж. Я не стал возражать. Это их жизнь…
– Когда утром просыпаетесь, о чем первая мысль? И любите ли Костанай?
– Очень! Мне много раз предлагали достойную работу в столице, но я отказывался и не жалею. Когда просыпаюсь, сразу проверяю в телефоне оперативные сообщения. Мой кумир – Павка Корчагин из произведения «Как закалялась сталь». Там есть слова: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире». Немного перефразированно и сейчас звучит пафосно, но подобное мы найдем и в Коране, и в Библии.
Справка «НК»
07.12.1990 г. – служба в рядах Советской Армии, сержант, в/ч 89520, Киевский военный округ.
02.07.1992 г. – ученик электрослесаря, Южные электрические сети, РУЭХ «Кустанайэнерго».
20.09.1994 г – старший мастер, Южные электрические сети, РУЭХ «Кустанайэнерго».
10.03.1997 г. – главный инженер РЭС, АО «Тургайская распределительная электросетевая компания».
11.08.1997 г. – электромонтер по обслуживанию ПС 220\110\10 «Заречная», АОО «Кустанайская распределительная электросетевая компания».
01.09.1998 г. – диспетчер оперативно–диспетчерской службы Костанайского района высоковольтных сетей АО «КРЭК».
01.12.2000 г. – заместитель начальника оперативно–диспетчерской службы Костанайского района, высоковольтные сети АО «КРЭК».
17.07.2001 г. – заместитель главного инженера северных электрических сетей ОАО «Костанайэнерго».
12.09.2001 г. – главный инженер северных электрических сетей ОАО «Костанайэнерго».
31.12.2002г.-Начальник электротехнической службы ОАО «Костанайсбытэнерго».
01.08.2006 г. – начальник электротехнической службы, ТОО «Межрегионэнерготранзит».
01.03.2008 г. – главный энергетик, ТОО «Инженерная компания Союз».
22.02.2010 г. – главный специалист Костанайской областной территориальной инспекции Комитета по государственному энергетическому надзору.
04.06.2012 г. – заместитель главного инженера по эксплуатации, ТОО «Межрегионэнерготранзит».
05.01.2016 г. – первый заместитель директора по производству и капитальному строительству, ТОО «Межрегионэнерготранзит».
29.12.2018 г. – генеральный директор ТОО «Межрегионэнерготранзит».
Александра СЕРГАЗИНОВА,
фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77