COVID-2019
в Казахстане



Вся информация здесь

102937

Выздоровевших

107979

Зарегистрированных случаев

3490

Зарегистрированных случаев в Костанайской области

1725

Летальных случаев

Наш Дом

ВосПИТАНИЕ личности

Дети – маленькие копии своих родителей

Какой пример взрослые подадут своему чаду, такой результат и получат.

С проблемой воспитания своих детей сталкиваются, пожалуй, все родители. Сталкиваясь с определенными трудностями или проблемами, многие задаются вопросом: а что, собственно, не так? Так какие же методы воспитания выбрать и чего уж точно не стоит делать, расскажет психолог Людмила Должикова.

– Людмила Владимировна, как считаете, с какого возраста нужно начинать воспитание ребенка?

– На мой взгляд, личность воспитывается с момента зачатия. И здесь не столько с ребенком непосредственно идет работа, родитель должен начать с себя. В идеале мама начинает вести здоровый образ жизни, привлекает папу, например, к разговору с ребенком: он гладит животик и посредством такого тактильного контакта они общаются.

Родители становятся терпимее друг к другу. Будущая мама начинает разучивать детские песенки, обустраивать пространство для ребенка, контактировать со старшим поколением, спрашивая совета, а мужчина ищет, где можно достойно заработать, то есть старается обеспечивать семью. Получается, что в процесс включена вся семья. В этот момент и начинается определенная система воспитания.

– Что вообще в целом подразумевается под понятием «воспитание»? Многие считают, что воспитывать – это запрещать ребенку то, что им самим не нравится.

– Воспитание – это сложная система. Это не только запрет для ребенка или запрет для родителя. На процесс воспитания влияет и наследственность, и биологическое здоровье как малыша, так и его родителей, и материально-экономическая обеспеченность, и социальное положение, и уклад жизни, то есть очень много факторов. Но задача родителей – научить свое чадо различным навыкам и умениям, чтобы ребенок мог обслужить себя и помочь близким по хозяйству. Также необходимо развивать нравственные и моральные ценности. Например, уважать старших, сочувствовать, не обижать животных и т.д.

Немаловажным считается воспитание чувства собственного достоинства. Поскольку в маленьком возрасте ребенок получает жизненный опыт только от родителей, его нельзя унижать, избивать, проявлять жестокость.

Вообще же можно сказать, что воспитание – это процесс постоянный. Ребенок как бы наблюдает за взрослым – что он делает, как говорит, за его мимикой, за его поступками и делает соответствующие выводы. Поэтому в первую очередь воспитывать родители должны себя.

– Считается, что чем строже родители, тем лучше воспитание ребенка. Так ли это?

– Есть такое мнение, которое, кстати, было исследовано научно и подтверждено, что у строгих и требовательных родителей успешные дети. Но это сугубо индивидуальные качества в каждой семье. Можно назвать строгостью определенные требования к ребенку, а можно и такое поведение взрослых, которое не приемлет мнение ребенка вообще.

Однозначно могу сказать, что толк будет тогда, когда у обоих родителей будет последовательный подход к воспитанию ребенка. Должны быть определенные правила и одинаковые требования. И обязательно нужно считаться с ребенком. Тогда он будет знать и понимать, как все устроено и чего от него хотят. Тогда у него будет формироваться уверенность и ответственность, а в дальнейшем и личность.

То есть ребенок воспитан тогда, когда он знает определенные нормы и правила.

– А как относитесь к запретам?

– Воспитание невозможно без запретов, но сами запреты должны быть разумными, понятными и постоянными, поскольку это и есть система научения. Но если, к примеру, родители что-то запрещают малышу, допустим, конфеты, а бабушка и дедушка дают их, то ребенок будет сбит с толку, он не будет понимать, почему в одном случае запрещают, а в другом нет. В этом случае у него будет повышаться тревога, а если повышается тревога, он будет вынужден ее сбросить путем протеста, такого как каприз, либо даже психосоматического заболевания.

– Как в целом оцениваете психологию современных детей? Бытует мнение, что новое поколение значительно отличается от тех, что родились 10-15 лет назад, и методы воспитания должны быть совсем другими. А какими?

– У современных детей снизилось когнитивное развитие. Они неактивны, они не хотят действовать, двигаться, они стали более домашними. Это влияние цифровизации на человека. Сегодня есть планшеты, телефоны, ноутбуки, и ничего другого детям не нужно. Гаджеты заменили сюжетно-ролевые игры, то есть живое участие детей в игре. Если раньше мальчик взял палку, и она для него и машиной была, и оружием, и чем угодно. Это развивало и логику, и мышление, и воображение. Сейчас этого нет. Поэтому современные дети не могут логически мыслить, проводить определенные параллели между картинками, и даже общаться. Существенно снизилась коммуникация среди сверстников, и помимо этого, снизилось общение в семьях. Зачастую родители весь день работают, потом приходят домой и смотрят либо в телевизор, либо в телефон, либо в компьютер, а как такового живого общения нет. Поэтому многие дети чувствуют себя одинокими и отверженными, в результате чего они становятся обидчивыми. Их меньше гладят, меньше обнимают, что повышает у них чувство тревожности, которое выливается в эмоциональную напряженность, агрессивность.

Повысился рост инфантильности, у многих детей наблюдается задержка развития речи. Им также сложно писать, поскольку не развита моторика. Дети мало читают, а некоторые не читают вообще, а значит – ребенку сложно размышлять, пересказывать.

Влияние на эти процессы оказывает как компьютеризация, так и другие факторы. Например, разрушение устоявшихся в обществе ценностей и традиций. Сегодня рушится институт семьи, поскольку все больше разводов, меняется нравственный климат и т.д.

– Сегодня очень много гиперактивных детей. Что можете посоветовать их родителям, какими методами воспитания воспользоваться?

– Ни в коем случае нельзя кричать и наказывать ребенка. Нужно больше общаться с малышом, играть вместе, объяснять ему что-то, делать расслабляющий массаж.

Но самое главное, родитель должен уметь владеть собственными эмоциями. Если он не умеет этого делать, даже у негиперактивного малыша будут импульсивные реакции.

– Как правильно реагировать на истерики ребенка?

– Во-первых, не нужно считать, что он хочет таким образом сделать кому-то плохо. Если ребенок находится в истерике, то родителям нужно не провоцировать, не кричать на него и не уходить. В таком случае малыш еще больше испугается, и это останется надолго в его памяти.

Родитель всегда должен быть спокойным. Если он начинает нервничать, раздражаться, ребенка это пугает.

Если малыш долго плачет, можно взять его на руки, умыть. Если же он падает на пол, выгибается, рвет на себе волосы, в этом случае разговоры и тем более шлепки ни к чему не приведут. Наоборот, можно усугубить его состояние. Лучше крепко обнять и отвернуться от раздражителя, который вызвал в ребенке такое состояние. Взрослый, который держит ребенка, помимо того, что гладит его, должен глубоко и медленно дышать, то есть это умиротворение передастся и малышу.

– Какой совет можете дать родителям, которые очень сильно загружены на работе и у них практически не остается времени на то, чтобы проводить его со своим ребенком?

– Такого не может быть. По сути, ребенку достаточно всего одного часа внимания. Но это время вы должны использовать очень активно, то есть должно быть полное погружение в его дела или игры. Кроме того, можно привлекать ребенка к своим хлопотам по дому – к приготовлению ужина или стирке белья. Это могут делать и папы – привлекать сына к починке машины, мебели и т.д. Это позволит ребенку не только приобрести определенные навыки, но и улучшится коммуникация между ребенком и родителями. А это гораздо лучше, чем водить его по кружкам.

Алия ИСМУРАТОВА

Фото Людмилы ДОЛЖИКОВОЙ


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77