Наш город Социум

12 мемориальных досок недосчитались в Костанае во время мониторинга

Правда, кто и как их должен возвращать на место, законом не прописано. Существуют только правила установления…

Предыстория. Моя коллега, готовя материал на государственном языке об истории возникновения улицы Байтурсынова, обратила внимание на загаженную птичьими экскрементами мемориальную доску, установленную на доме №55 (знаменитая Башня с часами – прим. ред.). Печальное зрелище. На памятной табличке написано: «В этом доме с 1986 по 2006 годы жила ветеран ВОВ, общественный деятель и почетный работник судебной системы – судья Костанайского городского народного суда Шакар Рахметовна Ботаханова». Этот уважаемый человек явно не заслужил такого отношения потомков! В связи с этим мы решили выяснить, в каком состоянии находится большинство мемориальных досок и кто должен ухаживать за ними.

ДОБРО ДАЛИ, А ДАЛЬШЕ САМИ

Мемориальные доски – это одна из форм увековечивания памяти. Глядя на них, можно самостоятельно ознакомиться с частью истории города, знаменитыми жителями и знаменательными событиями. В областном управлении культуры точных данных по количеству мемориальных досок нет. Как оказалось, до 2016 года никакого учета не велось и даже правил установления мемориальных табличек не существовало. Однако в 2016-м в Закон Республики Казахстан «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» были внесены изменения. Наряду с этим в областном центре провели «ревизию», во время которой насчитали 97 табличек.

– С того времени было выдано 12 разрешений. Все мемориальные доски устанавливаются за счет заявителей, – коротко сообщили в управлении культуры.

– А кто все-таки должен ухаживать за этими табличками? – уточняем мы.

– В бюджете средства на это не предусматриваются. Содержать в надлежащем виде должны те, кто устанавливал, – подчеркнули в ведомстве.

Здесь же пояснили, что есть порядок установления мемориальных досок. Делается это на основании разрешений, выдаваемых местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы.

– Мемориальные доски устанавливаются на фасадах зданий и сооружений, где проживал(а), работал(а) или находился(ась) выдающаяся личность, происходило знаменательное событие. Изготавливаются таблички в размерах, не превышающих 50 х 80 сантиметров, и устанавливаются на высоте не ниже двух метров. Текст мемориальной доски должен содержать сведения о выдающейся личности (фамилия, имя, отчество (при наличии), период жизни, сфера деятельности, заслуги) и (или) сведения о знаменательном событии (дата, место, описание), а также при необходимости портретные изображения, – говорится в Правилах.

К слову, как сообщили в городском отделе культуры и развития языков, последняя инспекция в Костанае проводилась в 2022 году. Тогда не досчитались 12 мемориальных досок.

– Где-то фасады зданий красили, поэтому сняли и не повесили таблички, – предполагают в отделе. – Самое интересное, что во время подсчета мы нашли мемориальные доски, которых нет в нашем списке, никто на них не брал разрешения.

На вопрос, кто понесет ответственность за это, последовал ответ: «Тех, кто установил табличку, не найти».

ГЕРОИ ВРЕМЕН

Первые мемориальные доски, согласно данным отдела культуры и развития языков, появились в областном центре в 1966 году. Открыты они были в честь Омара Дощанова, Амангельды Иманова, Лаврентия Тарана, Юлии Журавлевой, Беимбета Майлина и Омара Шипина. Одна доска посвящена окончательному освобождению города от колчаковцев – 19 августа 1919 года.

Большинство памятных табличек расположено на фасадах домов и зданий в центре города. Однако они стали появляться и в новых микрорайонах. К примеру, перед Новым годом была торжественно открыта мемориальная доска в честь лауреата Золотой книги молодежи Костанайской области, мастера спорта международного класса по спортивным и бальным танцам на колясках Малики Мухтаровой. Располагается она на стене дома №8 по ул. Герасимова в мкрн «Аэропорт». Здесь живут родители этой талантливой девочки.

Инициаторами стали представители общественного объединения «Үміт – Надежда». Заместитель председателя Аруна Жаксагулова отметила, что таким образом они захотели увековечить память своей воспитанницы.

– Нами была проделана большая работа, получили разрешение от местных властей и управления культуры. Сейчас за мемориальной доской приглядывают родные Малики, – сказала собеседница.

Во время мини-рейда мы обратили внимание и на то, что много мемориальных досок посвящено ветеранам Великой Отечественной войны. «НК» связался с одной из родственниц тех, кто сражался за мирное небо – Салтанат Байгенжиной. Ее дедушка Камалбек Закирович Закиров после войны работал учителем в сельской школе, затем был директором. С 1960 по 1974 годы он возглавлял институт усовершенствования учителей. Камалбек Закирович – заслуженный учитель Казахской ССР.

– Дедушки не стало на 93 году жизни. До последнего он вел активный образ жизни, был примером для всей нашей семьи. На его 100-летие мы решили установить мемориальную доску на фасаде дома (ул. Баймагамбетова, 168), где он прожил большую часть своей жизни. За разрешением я пошла в управление культуры, затем собирала подписи от соседей, что они не против установки таблички. Хочется отметить, что от всех жильцов дома было получено одобрение. Когда люди слышали, что он ветеран ВОВ, то ни у кого вопросов не возникало, – подчеркнула Салтанат.

Женщина отмечает, что проходя мимо дома, она всегда обращает внимание на вид мемориальной доски. Если каким-то образом надпись будет плохо видно или что-то произойдет с табличкой, то родственники непременно заменят ее на новую.

Во время рейда корреспонденты «НК» поинтересовались у местных жителей и гостей города, как они относятся к мемориальным доскам на зданиях и домах?

Горожанка Анна Колос отметила, что такие таблички должны существовать – это небольшая история людей, внесших вклад в развитие той или иной отрасли.

– Люди должны знать хоть немного о своих выдающихся земляках, – сказала девушка.

Самат Макашев из Астаны считает, что мемориальные доски нужно усовершенствовать. Например, устанавливать на них QR-коды. Чтобы, наведя телефон на него, получить информацию о человеке или событии, указанном на памятной доске.

Но в отделе культуры и развития языков пояснили, речи об этом пока не идет.

– QR-коды – это дополнительные затраты, а законодательством они не предусмотрены, – подчеркнули в ведомстве.

ВСЕ СВЕДЕНИЯ – НА САЙТЕ

Помогают сохранить историю «в мраморе и граните» управлению культуры и неравнодушные сотрудники Костанайской городской детской библиотеки им. А. С. Пушкина, которые несколько лет назад создали сайт izi.travel – «Тұғыры – төрде». Здесь размещена не просто информация о тех, чьи имена высечены на камне, но есть и карта города, на которой отмечены точки с точным адресом мемориальных досок. Также, у кого нет времени читать информацию, могут прослушать ее. Это очень удобно.

– Нами была проделана кропотливая работа, которая получила положительные отзывы от местных жителей. Сайт мы активно развивали несколько лет, в 2023 году вынуждены были взять паузу, так как не было финансирования. В этом году наверстываем упущенное. Люди интересуются прошлым города, его героями. Это не может не радовать, – сказала заведующая детской библиотекой Мариям Имаканова.

Как бы банально ни звучало, пока мы помним прошлое, у нас есть будущее. А значит, сохранять мемориальные доски важно, как и следить за ними.

Валерия ВАХНЕНКО,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77