Обосновали они это тем, что в жизни их называют не так, как указано в документах.
Согласно статье 257 Кодекса «О браке (супружестве) и семье», казахстанцы могут подать заявку на смену имени, фамилии и отчества.
Среди причин, по которым граждане могут сделать это, можно выделить следующие: желание носить фамилию и (или) отчество человека, который фактически воспитал заявителя; использование имени, которое сложилось в жизни и отличается от того, что записано в документах; неблагозвучность или трудность в произношении имени и другие.
Подать заявление на смену имени можно несколькими способами: обратиться в ЦОН, сделать заявку через регистрирующий орган актов гражданского состояния (РАГС), а также отправить необходимые документы через электронное правительство eGov.kz.
На портале услуга размещена в разделе «Главная» — «Гражданам» — «Семья». Она относительно новая, но довольно удобная: такая функция позволяет направить документы в любое удобное для человека время и не стоять в очередях.
— За 11 месяцев текущего года к нам поступило 514 заявок на смену ФИО, 27 из которых — запросы на смену имени. В большинстве случаев смена имени была обоснована тем, что человека в повседневной жизни называли иначе, чем записано в документах. Для получения данной услуги в нашей стране могут обратиться граждане, достигшие 16 лет, — сообщили в пресс-службе РАГС г. Костаная. — До достижения этого возраста подросток также может сменить имя. В этом случае заявление будут подавать родители или законные представители ребенка. При этом, если ему больше 10 лет, для смены данных понадобится его согласие.
При обращении в органы для смены ФИО заявка подается в письменной форме с приложением следующих документов: оригинал свидетельства о рождении, фото 3×4, квитанция об оплате госпошлины за изменение данных на сумму 1 932 тенге. Если вы состоите в браке, то к заявлению необходимо прикрепить свидетельство о его заключении.
— Срок оказания данной услуги — пять рабочих дней. Смена данных не допускается в случае, если в анкете имеются несоответствия либо отсутствуют записи акта гражданского состояния в ИС ЗАГС, — отметили в пресс-службе. — В таких случаях услугополучатель должен обратиться с заявлением о восстановлении, внесении изменений или дополнений.
Уже на основании предоставленных документов проводится проверка. После этого регистрирующий орган, принявший заявление, составляет заключение, в котором излагается обоснованность перемены данных гражданина.
После смены фамилии, отчества или имени человеку необходимо в течение месяца произвести замену документов, удостоверяющих личность.
Активно заявки на данную услугу подает молодежь. Полностью имя молодые люди не меняют, в основном вносят изменения, которые упрощают произношение. Например, Аксауле на Сауле. Стоит отметить, что граждане казахской национальности по своему желанию могут изменить написание фамилий и отчеств, отказавшись от аффиксов «-ов», «-ова», «-ев», «-ева».
Заявителю могут отказать в смене данных в том случае, если новое имя содержит нецензурные слова или не является именем в общепринятом смысле.
Гражданину также может быть отказано, если у него имеются задолженности по кредитам, налогам или алиментам. Основанием для отказа является и наличие открытых уголовных или исполнительных производств.
При подаче заявки гражданин может самостоятельно выбрать ЦОН, а позже забрать в нем готовый документ. Если же запрос был оформлен через электронное правительство, результат появится в виде уведомления на статусной странице и в личном кабинете портала eGov.kz.
Кристина ФРИТЦ, фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77