Водоросль должна ускорить процессы переработки, сбрасываемых из канализации отходов
«Зеленых» борцов за чистоту привозят из Петропавловска, Костанаю проект обойдется в 359 миллионов тенге. И это, к слову, не самый дорогой вариант.
Еще в прошлом году в нашем городе подняли вопрос отсутствия станции биологической очистки воды. Все стоки после механической очистки (пропуск через решетки крупного мусора) попадают в озеро-отстойник в районе Введенской трассы, где естественным путем, под действием солнца и ветров медленно перерабатываются, однако этого недостаточно. Город растет, количество отходов тоже. Проблема, кстати, не только Костаная. По Казахстану подобных отстойников около 60. Способ улучшить их состояние нашли в СКО, а точнее, в научно-технологическом центре воды города Петропавловска.
НА СВОЕМ ОПЫТЕ
Директор организации Александр Рейбандт рассказал «НК» о проекте, который позволил освободить город от запахов, исходящих из отстойника.
– Наша деятельность началась в 2012 году с проведения экспериментов в лаборатории на кафедре химии при Северо-Казахстанском госуниверситете. В 2018 году мы зарегистрировались как юридическое лицо и стали оказывать услуги по реабилитации водоемов разного назначения: рыбохозяйственных, рекреационных. Для того чтобы создать в водоеме благоприятные условия, запускаем в него водоросли – хлореллу, – рассказал директор научно-технологического центра воды Александр Рейбандт. – Выращиваем ее в разработанных своими же руками фотобиореакторах. Наше производство достигло 50 тонн суспензии хлореллы в месяц, это получается посредством целой кучи задач – технических и инженерных. Экспериментируем, улучшаем характеристики водоросли, стараемся сделать ее плотнее, лучше, чище и стабильнее. Прежде чем выйти на рынок, опробовали нашу схему очистки в Петропавловском горводоканале. У нас в отличие от Костаная, отстойник искусственный, просто бетонная чаша на 400 га. Существовала проблема сильного запаха, так как накопитель находится практически в черте города, по весне его сильно накрывает сероводородом, люди задыхаются, попадают в больницы. Нельзя окна открыть по полтора месяца. Как только мы начали запускать в этот «бассейн» хлореллу, ситуация улучшилась, в прошлом году запах был примерно неделю, а в этом всего лишь день, при этом превышение содержания сероводорода составило три микрограмма на метр кубический, при допустимой дозе восемь.
Важно отметить, что в бетонную чашу, которую, кстати, не очищали с 50-х годов, поселили рыбу, и она там прекрасно живет.
В КОСТАНАЕ
В нашем городе специалисты были в прошлом году, собирали анализы для того, чтобы понять, смогут ли они навести порядок в озере-накопителе, его площадь 4000 га. Тогда же обсуждалось сотрудничество между Костанаем и Петропавловском. И уже зимой в водоем вылили порядка 12 тонн хлореллы, от 2-2,5 литров на гектар.
– Раз в две недели проводим измерения, как водоросль поживает, размножается ли она, меняются ли характеристики водоема. Сейчас идет вторая часть работ – весеннее внесение суспензии, порядка семи литров на гектар. Процесс не такой простой, как кажется на первый взгляд. Мы с сотрудниками «Костанай-Су» выбираем, куда лучше вылить эти водоросли, даже разлив происходит особенным образом и в определенный день, чтобы добиться максимальной приживаемости хлореллы, – отметил Рейбандт.
Внесение – это первый этап работ, на втором хлорелла должна победить сине-зеленые водоросли, как раз из-за них водоемы «цветут». На третьем – полезная «зелень» должна закрепиться в водоеме, чтобы она могла самопроизводиться. Процесс небыстрый. Поэтому договор с ГКП «Костанай-Су» у организации заключен на три года.
– Дело в том, что хлорелла очень вкусная для микроорганизмов, живущих в воде. Причем тот, кто ее ест, размножается хорошо, потому что хлорелла калорийная. Идет взрывной рост зоопланктона. Поэтому нам нужно рассчитать и поселить в отстойник такое количество хлореллы, которое могло бы размножаться настолько, насколько ее поедают. Наша научная деятельность сводится к тому, чтобы водоросль закрепилась и воспроизводилась, – говорит специалист.
Тем не менее, кажется, что 359 миллионов это уж слишком много для такого процесса.
– В стоимость входят анализы, сама хлорелла, доставка, командировочные, биореактор и технология. Штамм водоросли в озере через 5-10 лет может ослабнуть, поэтому мы на всех горводоканалах устанавливаем свои биореакторы, чтобы можно было создать дополнительную популяцию хлореллы и внести ее. Сотрудников ГКП «Костанай-Су» тоже обучим делать это. Есть гарантийные обязательства, если что-то пойдет не так, мы все переделаем за свой счет. В любом случае, срок, на который заключен договор, взят с конкретным большим запасом. На примере Петропавловска, соглашение у нас было на 2,5 года, а отличные показатели были уже после года работы, все остальное время мы корректировали показатели, – заверил специалист.
Хлореллу, кстати, у нас хотят выращивать еще и на иловых картах (спланированные огражденные участки земли для сушки ила (осадков) очистных сооружений), это позволит влить в накопитель ударную дозу водоросли.
Почему все же костанайский горводоканал пошел на этот эксперимент? Все просто, строительство биологической станции будет стоить миллиарды, а не миллионы. А процесс очистки там проводится аналогичный, только еще и с затратами на электричество.
– Если выделять деньги на строительство станции, нужно брать кредит, а выплачивать его как? Если за счет тарифа, его придется поднять в два раза. Мы хотим на практике доказать, что станцию строить не нужно. Одно дело ею обзавестись, а еще содержать по 3 млрд в год, примерно. Естественно, что и здесь нагрузка ляжет и на потребителя тоже, – заключил замдиректора ГКП «Костанай-Су» Игорь Киселев.
Полина ШКАРУБО,
фото предоставлено Александром РЕЙБАНДТОМ
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77