ЖКХ Наш город

Жители дома в микрорайоне «Аэропорт» уже третий год решают проблемы, допущенные ПКСК

В Костанае немало домов, где жители годами ждут помощи от коммунальных служб. Но в доме по адресу: Аэропорт, 26 все иначе – здесь люди привыкли рассчитывать только на себя.

Третий год подряд они поддерживают порядок, чинят, красят, озеленяют и делают свой двор уютным без привлечения штатных работников. Казалось бы, мелочи, но именно из этого складывается настоящее соседское единство.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Бекен Саткенов стал председателем ОСИ дома почти случайно. Когда прежнее ПКСК накопило крупный долг за электроэнергию, дом остался без света.

ТОО «ЭПК forfait» пошло нам навстречу, сказали: если перейдем с ПКСК на ОСИ, нас подключат. Мы согласились, организовали ОСИ, и свет нам вернули, – вспоминает он.

После этого часть инициативных жильцов взяла управление домом на себя. Но их энтузиазм быстро угас, и большая часть работ упала на Бекена: на него были зарегистрированы все документы. Позднее он все же сложил с себя полномочия, но в жизни дома участвовать не перестал. Председательство на себя взял другой житель – Андрей Пронкевич.

– У нас дом небольшой, всего 108 квартир, заработать здесь не получится. У меня есть основная работа, а сборы в основном идут на рабочие моменты. Мы с Андреем, нынешним председателем, поддерживаем дом, просто потому что здесь живем, – отмечает Бекен.

Сегодня дом обслуживается без штатных техников. Все работы – от мелкого ремонта до ухода за территорией – жильцы берут на себя. Большая часть, конечно, падает на плечи Андрея и Бекена. Иногда за помощью обращаются жители соседних домов, особенно если какое-то ЧП происходит в ночное время и сантехник не может приехать вовремя.

ТРУДНОСТИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Дом относительно новый – 2018 года постройки, но проблем хватает. После отказа от услуг ПКСК жильцы через суд добились передачи дома ОСИ и долго ждали документацию, которая бы подтвердила, что многие поломки в доме – вина и ответственность ПКСК.

Тем не менее за три года им удалось привести инженерные сети в порядок. Основной уклон делают на крышу, если ее затопит – вода может дойти до первого этажа.

– Мы понемногу готовимся к зиме, где-то сами оплачиваем, потом возмещаем. Порывов было всего два за три года и то в подвале. Это хороший результат, – добавляет Бекен Берикович.

Дом живет на минимальном тарифе – 50 тенге за квадратный метр.

– Все спрашивают, как вы живете на такие деньги. Я говорю, не про деньги это. Главное, чтобы коммуналка была оплачена и дом содержался, – объясняет он.

Еще одна проблема – общий долг за услуги ОСИ, который составляет порядка двух миллионов тенге. Но конфликтовать с жильцами ни Андрей, ни Бекен не хотят. Объясняют это просто: «Мы ведь сами здесь живем, зачем ругаться с соседями?»

– Иногда за что-то платить приходится из своего кармана, но со следующего сбора я возвращаю эту сумму. Неплательщикам объясняю доступно, что пока оплата не будет внесена, я им помочь не смогу, потому что любая работа требует денег – выезд мастера, стройматериалы какие-то и т.д., – резюмирует Бекен.

Уже долгое время не решается вопрос очистки большой парковки от снега. ЖКХ и подрядные организации чистить ее отказываются, говоря, что это задача ОСИ и ПКСК.

– Эту парковку мы делим еще с несколькими домами, два из них социальные. У них ПКСК, но они говорят, что это в их компетенцию не входит. А нам что? Одним это надо? За всех это делать тоже не хочется, поэтому частенько бодаемся. Хотелось бы в этом году уже решить этот вопрос, потому что зимой парковку заметает и расчистить можно только спецтехникой, – вздыхает собеседник.

НУ-КА, ВСЕ ВМЕСТЕ!

Главная сила любого дома – активность жителей. Как отмечает экс-председатель ОСИ, большая часть жильцов заехала, когда дом только сдали в эксплуатацию, поэтому за годы жизни по соседству все успели друг к другу привыкнуть и уже держатся вместе.
Весной организуют большой субботник, потом поддерживают чистоту самостоятельно.

– Как снег стаял, выходим все. А потом дворник через день подметает, мусор убирает. Это не наша территория, но если не мы, то никто этого делать не будет. Поэтому не ждем, что кто-то придет и сделает, – считает Саткенов.

У каждого подъезда свой участок, где высаживают цветы и кустарники и даже деревья. Их, кстати, в последние годы во дворе появилось немало, многие еще молоденькие. К сожалению, приживаются не все, какие-то не выдержали погодных условий, другие задели машиной и сломали. Рядом с домом жильцы собирались сделать аллею, даже высадили саженцы, но вынос труб из-под земли наверх изменил эти планы. Часть деревьев выжила, но аллею сделать уже не удастся.

Озеленением занимается весь дом. Если некоторые жильцы не могут помочь физически, помогают деньгами.

– У каждого подъезда свое пространство для творчества. Двор ухожен, зеленый и уютный. Здесь даже есть лобное место – площадка со столами и лавочками, где жители пьют чай и общаются вечерами. Это ведь для нас самих, не для чужих людей. Мы хотим, чтобы двор был живым, – отмечает Бекен.

КУРС НА БУДУЩЕЕ

Сейчас ОСИ готовится к зиме и следит за сохранностью системы отопления. После бездействия бывшей управляющей компании осталось немало проблем, большинство из которых за три года уже решены, но мелкие недочеты остались.

– У нас дом теплый, узлы поменяли, все работает. Но, конечно, хотелось бы накопительный счет открыть поскорее, пока руки не дошли. Только вернулся с полей, сейчас нужно этим серьезно заняться, – признается Саткенов.

Он отмечает, что многие вопросы приходится решать через акимат или ЖКХ.

– Постоянно путают, где зона ответственности ОСИ, где коммунальщиков. Лампочка во дворе перегорела – звонят нам. Хотя мы чистим свои пять метров, остальное – городское, – рассуждает он.

Несмотря на трудности, жители довольны.

– К нам приходили из других домов, просили взять их под наше управление. Но пока хватает своего. Возможно, потом откроем сервисную компанию с сантехниками и электриками в штате и уже тогда будем думать, – замечает Бекен.

ЛАЙФХАКИ ОТ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

Секрет уюта здесь прост – ответственность и взаимопомощь. Каждый подъезд отвечает за свой кусок земли. Кто-то поливает, кто-то красит забор, кто-то просто чай принесет, главное – участие. Интересное решение – система полива.

– Мы вывели отдельные шланги к подъездам, чтобы не спорили, кому поливать. Каждый знает свою зону и за нее отвечает, – поделился Бекен Берикович.

Дом по адресу: Аэропорт, 26 – пример того, как даже без больших средств можно создать порядок и уют, если жители действительно чувствуют, что двор их собственность и потому объект заботы.

Александра ГОЛОВКО, фото Ларисы БОЖКО
и из личного архива героя материала


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77