Экономика

Главный вопрос для предпринимателей, работающих на упрощенке: какой формат работы выбрать с нового года

«Наш Костанай» постарался разобраться в теме с позиции оптимальности выбора.

Важно помнить, что на смену режима налого­обложения дано два месяца, начиная с 1 января 2026 года. Решение можно принять до 28 февраля включительно. После система автоматически переведет вас на другой налоговый режим.

ОТ ПАТЕНТА К САМОЗАНЯТЫМ

Индивидуальные предприниматели (ИП), которые работают по патенту, оказались в одной из самых комфортных ситуаций. Многие могут перейти на режим работы «самозанятый». Здесь такси, курьеры, ателье, репетиторы, ремонт обуви. Всего под понятие «самозанятый», согласно Налоговому кодексу, подпадают 40 видов деятельности.

Главное условие для тех, кто планирует продолжать работу в качестве самозанятых, – перейти в приложение «e-Salyq Business». Каждый при желании может подать уведомление через это приложение о смене налогового режима, либо ждать 1 марта. Тогда налоговики автоматически перекинут предпринимателя на патенте в «самозанятые».

Главные условия требования к формату – работа только с физлицами, проведение платежей только через приложение «e-Salyq Business».

– Самозанятые освобождены от налогов, но платят социальные платежи в размере 4% от оборота, то есть от суммы, что проходит через приложение «e-Salyq Business». Первый чек в приложении будет считаться первым днем работы самозанятого, – отметила руководитель управления разъяснительной работы департамента госдоходов Костанайской области Зарина Бекмухамедова.

Чтобы прекратить работу по патенту, не нужно заполнять ликвидационную отчетность, но важно снять с учета кассовый аппарат.
Если же вы работаете с юрлицами, либо на основании договоров или по безналу (банковскими переводами), то вам нельзя оформляться в качестве самозанятого.

ОБЩЕУСТАНОВЛЕННЫЙ РЕЖИМ

Для тех, кто работает сегодня как ИП на упрощенке, есть три варианта развития событий: общеустановленный режим, новая упрощенка и закрытие ИП.

Для многих предпринимателей переход на общеустановленный режим налогообложения станет единственным выходом. Но специалисты как в сфере налогового администрирования, так и в бухгалтерской отчетности признают, что самостоятельно вести всю документацию предприниматели уже не смогут. Нужно делать отчеты, собирать документы о расходах, чтобы хоть какую­-то сумму можно было после отнести на вычет, снизив финальную сумму налога.

Те, кто работают на общеустановленном режиме, платят налог с дохода, то есть из общей суммы оборота они могут вычесть отдельные статьи расходов, снизив таким образом конечную сумму налога. А это 10%.

Для бизнеса, и об этом говорят специалисты в сфере защиты бизнеса, важно понимать, какие именно расходы можно отнести на вычеты. Руководитель ассоциации содействия предпринимательской деятельности Валентина Шмонина отметила, что в идеале надо было дать бизнесу переходный период, когда новые правила действовали бы наравне со старыми. А это значит, что те, кто хочет дальше работать, мог бы попробовать общеустановленный режим и посчитать выгоду. Ведь есть нюансы.

Например, если у вас имеются работники, то плюсом к 10% налога вам надо будет платить 9,5% социального налога. Но если вы единственный сотрудник предприятия, то социальный налог платить не надо. И это тоже надо просчитывать.

Получается, что бухгалтеры на аутсорсе в начале 2026 года могут получить серьезный приток клиентов из числа мелких предпринимателей. Потому что в Налоговом кодексе есть статья, где перечислены расходы, которые на вычеты отнести нельзя (статья 286 НК РК). Но нет статьи с перечнем расходов, которые на вычеты отнести можно. И это действительно представляет серьезные сложности для тех, кто не обладает специальными знаниями в области налогообложения и ведения бухгалтерской отчетности.

Например, вы работаете удаленно из дома, есть свой транспорт. Расходы на содержание квартиры на вычеты отнести нельзя, потому что вы не сможете доказать, что квартира – это ваш офис. Ведь здесь вы еще и живете. Что же касается машины, то на вычеты можно отнести расходы на бензин, но опять же ремонт транспорта в счет вычетов будет под вопросом. На вычеты можно отнести расходы на связь, если у вас не семейный тариф, а также траты на канцелярию или новый ноутбук. Расходы на рекламу тоже можно отнести на вычеты. Правда, каждую такую трату вам необходимо подтверждать товарным чеком и хранить эти документы, чтобы в случае проверки доказать свою правоту. Конечно, тут лучше проконсультироваться с хорошим бухгалтером, в идеале нанять его делать за вас всю эту работу.

Еще один важный нюанс, ИП может относить на вычеты пенсионные отчисления, соцотчисления, взносы на медстрахование, а также сумму социального налога, оплаченного за себя. Получается, что теперь бизнесу будет выгодно платить соцплатежи с реальной зарплаты, а не минималки, потому что эти суммы соцплатежей можно будет отнести на вычеты.

НОВАЯ УПРОЩЕНКА

Самый главный риск для ИП на упрощенке – если не подать заявление о смене режима, то вас 1 марта автоматически переведут на общеустановленный режим налогообложения.

Почему с этого режима люди будут уходить? Прежде расходы на товары и услуги упрощенщиков можно было отнести на вычеты. С нового года это станет невозможным. И это привело к тому, что многие предприниматели на общеустановленном режиме отказываются сотрудничать с упрощенными ИП.

В Палате предпринимателей Костанайской области видят в этом риски для рынка в целом.

– Упрощенка – это единственный экономически приемлемый режим налогообложения при малых объемах. Это сотни микропроизводителей, тысячи частных перевозчиков. Без них не работает ни один склад или супермаркет. Теперь им придется переходить на общеустановленный режим, но даже без НДС это полноценная бухгалтерия и в целом рост административных расходов. Локальные производства под угрозой исчезновения: лепешки, молочные изделия, полуфабрикаты. Для них общеустановленный режим – удорожание продукции на 30-60%. Сети не смогут покупать такой дорогой товар. А если остаться на упрощенке, то товар не дойдет до полок, – высказала мнение член совета при Палате предпринимателей Наталья Лапшина.

Наверняка, будут те, кто выберет упрощенный режим налогообложения, несмотря на риски. Потому что новая упрощенка – это до 2,5 млрд тенге (600 тыс. МРП) оборота в год, отсутствие ограничений по количеству работников. Можно работать в разных населенных пунктах, что раньше не допускалось. Налог 4%, но в Костанае принято решение о его снижении до 3%.

Уже есть примеры, когда партнеры крупных компаний отказываются от перехода на общеустановленный режим. В частности, можно привести в пример владельцев зданий и помещений. Часто это ИП на упрощенном режиме.

Сегодня они выбирают вариант остаться на упрощенке, невзирая на риски потерять арендаторов. В других сферах предприниматели могут остаться без заказов именно из-за отказа партнеров продолжать сотрудничество.

ГПХ

Договоры гражданско-правового характера по-прежнему будут в ходу. Но здесь стоит учитывать, что попытки предпринимателей сократить таким образом количество штатных сотрудников может провалиться. Ведь на ГПХ могут работать только те, у кого нет установленного графика работы или регламента работы.

Если вы реальный договорник, а не внештатный штатник, то условия такого сотрудничества остаются прежними.

ЗАКРЫТЬ ИП

Для многих вопрос закрытия ИП стал актуальным, но сделать это сегодня не позволяют действующие договоры. Ведь доход за декабрь многим станет известен лишь в январе, когда будет подбита касса и стороны обменяются актами выполненных работ. Но ИП не желают вносить различные социальные платежи в январе, потому что по факту прекратят свою деятельность.

Чтобы закрыть ИП декабрем, нужно посчитать оборот, сдать декларацию и оплатить налог за второе полугодие 2025-го. Важно внести все социальные платежи за декабрь в декабре. В январе можно сдать дополнительную декларацию и оплатить остаток налога.

Татьяна ШЕСТАКОВА, фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77