Обувных дел мастера в прежние времена ценились особенно, но в целом и сейчас, в век цифровых технологий и массового потребительства, на услуги сапожников неплохой спрос
К слову, существует и их профессиональный праздник – Всемирный день сапожника, который отмечают 26 ноября.
Работает Асылбек в небольшом утепленном помещении – очень атмосферном и колоритном, где каждая деталь и инструмент указывают на то, что здесь трудится настоящий мастер.
И хотя мужчина уже давно освоился в этой профессии, он по-прежнему помнит, как туго было в самом начале.
– К этой работе я пришел непросто. После несчастного случая я стал инвалидом. Мой товарищ научил меня ремонтировать обувь. Тулеген сидел со мной около месяца, а затем я начал работать самостоятельно. А вообще с самого детства я был из тех, о ком говорят «золотые руки», «за что ни возьмется, то сделает!». Сколько себя помню, всегда что-то делал, мастерил, – утверждает Асылбек Хасанов. – В мире выпускается столько пар обуви, что какого-то шаблона по ремонту не существует, каждая пара требует особого отношения, нового подхода к ремонту. И даже сегодня, спустя десять лет работы, я еще учусь, узнаю что-то новое.
В своей работе Асылбек видит больше плюсов, чем минусов.
– Говоря по-простому, когда делаешь человеку приятное, тебе приятно вдвойне. Когда человек тебе благодарен за ремонт обуви, это дорогого стоит. Среди моих клиентов немало пенсионеров, пожилых людей, которым я иду на уступки, а порой и безвозмездно делаю небольшой ремонт, – говорит человек труда. – Обувь постоянно меняется, появляются новые модели. Иногда нужно какое-то новое оборудование, что-то придумываю сам, например, этот комбайн (электроприбор, наподобие шлифовальной машинки), чему-то учусь с помощью интернета.
По большому счету, ремонт обуви – тяжелый труд, мало кто об этом догадывается. Но такое умение никогда голодным не оставит. К тому же, уверен Асылбек, эта профессия будет востребована всегда, ведь босыми люди вряд ли когда будут ходить. Сложно представить, из какого материала можно сделать обувь, чтобы она не изнашивалась. Ведь и золото стирается, и железо, а уж обувь тем более недолговечна.
– Хочется кому-нибудь передать свой опыт. Я предлагал некоторым знакомым обучиться этому ремеслу, но никто не хочет. А ведь раньше за обучение люди платили деньги, а сейчас бесплатно предлагаешь, но никто не хочет марать руки. Сейчас совсем другое поколение людей, другое мышление. В основном в нашей профессии большинство мастеров – это люди зрелого поколения, самым молодым не менее 30-ти лет, а самым пожилым – под 70, – рассказывает мужчина.
Себя Асылбек считает человеком позитивным, старается не унывать никогда. И даже сейчас, когда весь мир накрыла пандемия коронавируса, предпочитает не паниковать и всегда улыбаться. Ведь улыбка способна не только поднимать настроение, но и исцелять.
Асхат НУРТАЗИН
Фото автора
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77