Конечно, в городе найдется немало любителей авто с возрастом, но вот обладателей хорошо сохранившихся экземпляров, да еще и с историей, лишь единицы. Когда-то они были обыденностью, а сегодня – раритет
Те, кто ценит и очень бережет автомобили канувшей в Лету советской эпохи, – своего рода настоящие реставраторы и кураторы своих экспонатов. Наши герои живут абсолютно в разных районах Костаная и друг с другом совершенно не знакомы, но их объединяет одно – трепетное отношение к истории, которой буквально пропитаны их железные кони.
Кстати, восстанавливали свои ретро-машины наши герои практически с нуля. И все для того, чтобы «ласточки» были максимально аутентичными в XXI веке, как в свои лучшие годы.
Этот автомобиль снимался в фильме “Путь лидера”
ЧТОБЫ МАХНУТЬ НА ЮГА
Сайран Абишев начал чинить ГАЗ-21 «Волга» бежевого цвета еще в 2010 году. До этого она простояла без дела много лет. Можно представить, в каком она была состоянии, учитывая немалый возраст автомобиля, произведенного в далеком 1961 году.
– Вообще этот автомобиль раньше пренадлежал моему тестю, потом по наследству перешел к его сыновьям. Со временем машиной перестали пользоваться, она простаивала и пришла в негодность. Мне стало жалко эту машину, ведь она – настоящая легенда. Я решил выкупить автомобиль у своих родственников и стал его восстанавливать. И, если честно, до сих пор восстанавливаю, но остались лишь незначительные мелочи. Я стараюсь собирать свою «Волгу» только из оригинальных запчастей, где что найду родное, то сразу покупаю, заказываю в других городах, – рассказывает автолюбитель.
Мужчина по образованию инженер-механик, поэтому ему в технике все хорошо знакомо и понятно, главное – это нужные детали. В целом автомобиль полностью готов к езде. Мелочи, которых не хватает, заметит разве что хороший знаток раритетных ГАЗ-21.
– Я вырос в деревне среди тракторов и всю жизнь связан с механизмами. Хоть и годы у меня не молодые собирать свою Волгу, мне доставляет это занятие большое удовольствие, я ведь советский инженер! На этом автомобиле старался восстановить все, как было. Было нелегко, но я сделал все, что нужно, – утверждает Сайран Абишев.
В основном автолюбитель выезжает на своей машине только в гости или по праздникам, особенно на 9 Мая. По словам нашего земляка, в этот день все проезжающие мимо водители обязательно сигналят, улыбаются и даже машут рукой.
К слову, раньше у тестя Сайрана Сакеновича была аналогичная модель «Волги» тоже 1961 г.в., на которой в 1964 году в селе Надеждинка Костанайского района незапланированно проехался сам Никита Сергеевич Хрущев, на тот момент руководитель СССР, приехавший в нашу область с рабочим визитом. Где теперь эта машина, точно никто не знает.
В планах Сайрана Абишева в будущем поехать со своей семьей на реставрированной Волге в Южный Казахстан, прицепив к машине дом на колесах. По пути семейство хочет посетить озеро Балхаш. Мужчина считает, что ресурсов авто на столь продолжительный путь должно хватить.
НА ЧЕМ ЕЗДИЛА ЭЛИТА СССР
Небезызвестный в Костанае бизнесмен Виктор Капустин – владелец сразу двух одинаковых роскошных автомобилей марки ГАЗ-14 «Чайка». За всю историю таких авто было выпущено довольно мало – всего 1100 единиц. Сегодня найти такой автомобиль в отличном состоянии – большая редкость, и уж встретить такие экземпляры в Костанае – полная неожиданность. Считалось, что это был самый надежный и совершенный автомобиль 70-х годов не только в СССР, но и во всем мире.
– Первый автомобиль «Чайка» я приобрел в конце 90-х. Его мне предложили мои знакомые, которые привезли эту машину из Алматы. Когда-то на ней ездил первый секретарь ЦК компартии Казахской АССР Динмухамед Кунаев. После того, как этот автомобиль был доставлен в Костанай, здесь на нем сначала несколько лет ездили различные местные руководители, но в итоге она досталась мне. Куплена она была в ужасном состоянии, абсолютно неухоженная. Прежние владельцы не следили за ее техническим состоянием. Мне пришлось постепенно восстанавливать автомобиль. Заказывал детали в Москве, так как по сути их больше нигде не найти. Приобрел я эту машину в первую очередь из-за эстетического и очень элегантного вида. Это очень величественный автомобиль. Еще я хотел, чтобы на свадьбе моего сына ездила именно «Чайка», так как в 90-е годы в Костанае вообще не было лимузинов. Но годы прошли, а сын до сих пор не женился, хотя машина готова в любой момент повезти его в свадебном кортеже, – поведал владелец ретро-автомобилей Виктор Капустин.
В основном ГАЗ-14 «Чайка» выпускался в черном цвете, но были и серые машины. Представительский автомобиль вишневого цвета был лишь один – у Леонида Брежнева. Это была первая машина, сошедшая с конвейера специально для генерального секретаря. Масса такой махины три тонны, а длина – целых шесть метров. К слову, бронированные «Чайки» были только у первых лиц СССР, и весили они по пять тонн, при этом разгонялись до 170 км\ч.
– Второй автомобиль ГАЗ-14 я купил в начале 2000-х в Костанае через посредников. Машина тоже историческая, и даже снималась в фильме о Первом Президенте Казахстана «Путь лидера». На съемках автомобиль по городам Казахстана перевозили только на грузовике, чтобы не гонять его своим ходом на большие расстояния. А вообще когда-то на этой «Чайке» ездил генерал-майор Александр Руцкой – первый и единственный вице-президент Российской Федерации. Сейчас в этой машине работают все опции, в том числе электро-стеклоподъемники и кондиционер. Где-то раз в месяц я езжу на своих машинах около 40 километров в день, чтобы они не застаивались. Оба автомобиля в превосходном состоянии, и они – моя гордость, – делится Виктор Капустин.
Планов пополнить коллекцию другими редкими авто у мужчины нет. Ему вполне хватает и этих двух красавиц. Кстати, и расставаться с ними он тоже не намерен. Хотя ему неоднократно предлагали за них неплохие деньги.
ОТ ДЕДА К ВНУКУ
Хачатур Барегамян испытывает симпатию к ГАЗ-21 «Волга» еще с тех самых пор, как такая машина была у его дедушки в 80-х. Четыре года назад автолюбитель решил купить такой же автомобиль, потому что с ней связаны самые приятные воспоминания из детства. Но все оказалось не так-то просто.
– Несколько лет назад я приобрел эту машину у пожилого мужчины, который переезжал из Костаная. Состояние авто было не обнадеживающим… Вся ржавая, запущенная. В первый же день, как пригнал ее в свой гараж, я полностью разобрал все детали, затем стал менять то, что уже не годно. Сам я занимаюсь кузовными работами и свое дело знаю. Запчасти было найти сложно, в основном заказывал в Алматы, старался покупать только оригинальные комплектующие, но приобрести их нелегко, поскольку их сейчас не выпускают, оттого и цена их влетала в копеечку. В автомобиль вложено немало средств, не считая проделанной работы. Но оно того стоило. Но второй раз я бы не взялся восстанавливать ретро-машину. Очень уж нудное и долгое это занятие. При этом детали могут не совпадать, а значит, приходится много возиться. Почти четыре года я собирал эту машину, и наконец-то начал ездить только прошедшей зимой. Результат меня очень порадовал, машина получилась отличной, почти как с завода! – отмечает реставратор.
На новом старом ГАЗ-21 Хачатур ездит редко, машина не для повседневной езды, а скорее для эстетического удовольствия. Да и управлять ей не так легко, как современными автомобилями, к которым все уже так привыкли. Объясняется это тем, что руль тяжелый в управлении и всего три скорости в коробке передач, для удобства водителя особо ничего нет. Но владелец очень городится тем, что восстановил машину. Теперь, когда все сделано, он испытывает чувство удовлетворения.
В принципе, мало кто из обладателей ретро-автомобилей хочет продать свою машину, ведь восстановление – дело не дешевое и трудоемкое. Самая главная ценность автораритета заключается в его максимальной комплектности и оригинальности деталей. Настоящие ценители старинных авто всегда стремятся довести все до идеала.
Асхат НУРТАЗИН
Фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77