В ритме города

“НК” о людях: Небесная полиция – так можно назвать авиадиспетчеров, ведь их главная задача – следить за безопасностью движения в небе

Именно этим уже 40 лет занимается руководитель полетов КФ РГП «КазАэроНавигация» Олег Демченко

Профессию мужчина выбрал неслучайно. Пошел по стопам старшего брата, который окончил авиационный институт по техническому направлению. Вслед за ним к небу потянуло среднего – Олега, он учился в авиационном училище по специальности «диспетчер» в Украине. А младший из братской троицы стал пилотом. Почему семье Демченко по душе пришлись небеса – непонятно, ведь их родители имели простые профессии: мама – учитель, папа – шофер.

– Я ни разу о своем выборе не пожалел. Чтобы быть авиадиспетчером, нужно понимать, какую серьезную ответственность на себя берешь. Каждое движение самолета экипаж согласовывает с тобой. Ты ведешь полет от запуска двигателя и до его выключения на стоянке. Главная цель авиадиспетчера – обеспечить безопасность движения. Для этого нужно знать все руководства и инструкции, быть стрессоустойчивым и внимательным, – рассказывает Олег Демченко.

Сегодня человек труда уже не просто диспетчер, а руководитель полетов. Теперь в зоне его ответственности не только экипажи, а все службы аэропорта. Если случится экстренная ситуация, именно он будет направлять необходимый персонал на помощь пассажирам и пилотам.

– Впервые с ЧП я столкнулся еще во время практики. В 1983 году по распределению меня направили в Тбилиси. 18 ноября я был на вышке, хоть и не работал, тогда случился захват «Ту-134». Террористы пронесли с собой оружие, захватили экипаж, выдвинули условие. Им нужно было улететь в Турцию. Самолет все-таки посадили, но были жертвы, – вспоминает Олег Демченко.

В 1987 году Олег вернулся на родину – в Костанай, хотя здесь он только родился, а в школьный период жил в Киргизии. В местном аэропорту в те годы было «веселее». Авиадиспетчер рассказывает, что раньше здесь ежедневно принимали и отпускали около 50 самолетов. Сейчас же набирается всего 15, пассажирских из них несколько.

– Тем не менее аэропорт развивается, появились лоукостеры, отремонтировали посадочную полосу, она стала длиннее на 300 метров, оборудовали новую светосистему, как в столице. Развитие есть, ни разу не пожалел, что вернулся в Костанай и остался здесь, хоть и была возможность уехать, – говорит человек труда.

Опытные авиадиспетчеры и руководители полетов нужны везде. К тому же устроиться на работу этому специалисту получится в любой стране, ведь одно из главных требований в такой деятельности – знание английского языка.

Еще авиадиспетчер должен иметь отличное здоровье, можно сказать, как у космонавта. Было время, когда диспетчеры даже на пенсию выходили в 50 лет из-за нервной работы. Сейчас это правило отменили, а условия работы остались такими же беспокойными…

– У нас относительно тихо, но происшествия тоже бывают. Последнее серьезное случилось в 1993 году. Самолет «АН-24» хотел приземлиться в Костанае, была метель, плохие погодные условия. С первого круга сесть не удалось, пошел на второй и ударился о снег. На фюзеляже они проехали порядка трех километров, ударились в другой самолет, отчего корпус «АН-24» сломался. Пассажиры выходили из него не по трапу, а через дыру в фюзеляже. К счастью, все остались живы. Обломки самолета до сих пор лежат у нас на территории, мы используем их для учений, – заключил руководитель полетов.

Полина ШКАРУБО
Фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77